Возвращение флота: выиграть в межстрановой конкуренции

Сегодня легче иметь хорошо зарегистрированную собственность, легче избежать налогов за пределами России. Поэтому России нужно честно выиграть в этой страновой конкуренции – и не путем запретов и полицейской принудиловки, а путем предоставления надежной инфраструктуры регистрации собственности и низких (в пределе – нулевых) налоговых ставок.

Лучшее, что можно себе представить это когда быть россиянином более выгодно, чем быть гражданином любой другой страны. Увы, быть либерийцем в судовладении более выгодно, чем быть россиянином. Посудите сами:

  • Либерия часто называется удобным флагом для регистрации судов. Владельцы судов со всего мира регистрируют суда именно в Либерии, ибо она не берет налоги с доходов мореплавания, полученных зарегистрированными в ней судами других странах. Нужно быть полным идиотом, чтобы зарегистрировать свое судно в такой стране, которая берет в данных случаях налоги. В Либерии режим исключения налогообложения судовых налогов авторизован Либерийским Актом Бизнес Корпораций 1997 года.
  • Как в Панаме, Коста Рике, Гон-Конге и Гибралтаре, либерийская налоговая система является территориальной. Налогом облагаются только источники дохода внутри страны то есть перечисленные страны поощряют занятия международным бизнесом. Поэтому иностранцы предпочитают именно эти страны для регистрации своих компаний, а не собственные. 
  • Либерия занимается регистрацией корабельных флагов с 1948 года, и это удобно иностранцам не нужно даже приезжать в Либерию. Нужно просто заплатить за каждое судно ежегодный сбор на поддержание безопасности $275 плюс 1 цент с каждой корабельной тонны эти деньги идут на безопасность мореплавания (и, по слухам, на поддержку террористов в Сьерра-Леоне), и составляют в сумме $25млн. в год. Часть из этих $25 млн. могла бы остаться в России. А сейчас не только Россия, но и США не могут справиться с проблемой: флот Либерии в три раза больше флота США.
  • Существует механизм обмена налоговыми исключениями и Либерия активно в нем участвует (так, для либерийских судов в большинстве случаев не берутся налоги от дохода, полученного в США, ибо существует взаимное освобождение для таких налогов. У России, например, подобное взаимное освобождение существует с Кипром, почему так и популярны кипрские оффшоры.).
  • Вместе с тем, Либерия отвечает на все вопросы, связанные с безопасностью судов и предотвращением загрязнения океана. Либерия подписала все необходимые международные конвенции, и зарегистрированные в Либерии суда инспектируются на предмет безопасности плавания и предотвращения загрязнений не меньше и не больше, чем инспектируются суда любых других стран.

А для чего вообще нужна собственная регистрация судов? Казалось бы, прежде всего для удовлетворения фискальных интересов но даже в США Конгресс уже признал, что контролировать доходы своих судов в зарубежных странах практически невозможно. А принимать законы, исполнение которых невозможно проверить, обычно не стоит. Тем более, что подобные законы обходятся очень легко: просто корабли регистрируются там, где таких законов нет. Безопасность плавания? Но морская администрация Либерии обеспечивает вполне удовлетворительную безопасность плавания, поэтому это тоже не аргумент. Контроль за экологией? К либерийским (то есть судам со всего мира, просто зарегистрированных в Либерии) судам нет никаких особых экологических претензий.

Так и получается, что драконовский фискальный режим регистрации морских судов большинства развитых стран устарел на много лет. Страновая конкуренция пока несильна и во многом неактуальна для граждан, которые оседлы, и редко пересекают границы. Но страновая конкуренция оказалась очень актуальной для судов, которые пересекают границы часто. И поэтому Либерия в этой конкуренции легко победила даже такие страны, как США со счетом 3:1.

Почему бы правительствам развитых стран просто не запретить регистрацию судов в Либерии? Ну, для этого нужно запретить своим гражданам и корпорациям учреждать за рубежом корпорации и владеть собственностью за рубежом. А владеть корпорациями за рубежом и иметь там другую собственность сейчас просто, проконтролировать это невозможно ведь для учреждения корпораций и вступления во владение судами вовсе не нужно выезжать за территорию страны.

Остается только признать, что как минимум в морском деле межстрановая конкуренция является такой вещью, с которой нужно считаться и применить одну из двух стратегий:

  • Отдать всю возможную прибыль от подобной административной деятельнсти за рубеж (Либерия и Панама). Это не страшно, и это не такая большая сумма пара десятков миллионов долларов в год.
  • Сделать условия регистрации судов в России не хуже, чем в лучших на сегодня для этого странах Панаме и Либерии. Убытка это никакого не принесет, а от этого будет только выгода (хотя и не большая те же пара десятков миллионов долларов в год).

При первой стратегии не нужно ничего менять, и все произойдет само собой. При второй стратегии необходимо разработать соответствующий пакет законов, учитывающих не только хотелки чиновников, но и реалии сегодняшней ситуации конкуренции между чиновниками разных стран. Пока выигрывают чиновники Панамы (ибо чиновники Либерии совершили ошибку они часть денег тратили на поддержку террористов в Сьерра-Леоне, и судовладельцы предпочитают регистрироваться сейчас в Панаме). Кстати, отдельный режим регистрации судов для резидентов и нерезидентов ничего не даст: сами либерийцы вполне могут зарегистрировать свои суда в Панаме, и наоборот. Поэтому не нужно притворяться, что данный сервис легкой регистрации делается только для иностранцев. Как раз наоборот данный сервис легкой регистрации лучше сделать для своих, чтобы жизнь россиян в России была не хуже, чем жизнь в России иностранцев (тех же россиян, представляющихся либерийцами и панамцами).

Очевидно, что аналогичные изменения нужно делать не только для регистрации судов, но и для другого подвижного состава самолетов, поездов, контейнеров и т.д. Не нужно забывать, что транспорт воспринимается потребителями как единая среда интермодальных перевозок, где судно воспринимается только как одно из промежуточных транспортных средств. Если не сделать легкой регистрацию и других транспортных средств, то и в них (например, авиации и железных дорогах) россиянам будет легче быть иностранцами в своей стране, использовать это как бизнес-прием, который становится все более и более массовой практикой в России и даже за ее пределами. Контрактная юрисдикция изобретена не сегодня, и Панама и Либерия только эксплуатируют этот концепт, ничего оригинального эти страны не сделали, ничего нового не придумали.

Сегодня легче иметь хорошо зарегистрированную собственность, легче избежать налогов за пределами России. Поэтому России нужно честно выиграть в этой страновой конкуренции и не путем запретов и полицейской принудиловки, а путем предоставления надежной инфраструктуры регистрации собственности и низких (в пределе нулевых) налоговых ставок. Или в России через некоторое время будет регистрироваться только недвижимость, которую просто нельзя физически увезти из страны.

Можно считать, что изменение системы регистрации транспорта, в том числе судов, является одной из частей разработки комплекта законопроектов транспортной реформы. Эта система должна предотвращать протекционизм с одной стороны, и излишнюю регуляторное бремя для транспортных бизнесов (например, введением каких-либо косвенных или даже прямых налогов) с другой стороны. Сегодня в этом можно брать пример с Либерии и Панамы, Гибралтара, Гонконга, но можно на этом не останавливаться и сделать аналогичную систему для России даже лучше.

* * *

06 май 2002