Конкурентная борьба с китайскими инвесторами

В ноябре прошлого года китайская компания CNPC купила на тендере офшор Victory Oil, заплатив за него около $200 млн и став, таким образом, основным акционером оренбургской компании ЗАО "Стимул". Тем не менее, до сегодняшнего момента CNPC все еще не может взять купленную компанию под свое управление, так как МАП затягивает рассмотрение этой сделки на соответствие АМЗ.
(http://www.rusenergy.com/newssystem/opened/37/20040206/406552.htm )

Несмотря на то, что официальное призвание АМЗ – это борьба с препятствиями для конкуренции, применение АМЗ для борьбы с международной конкуренцией не является редким явлением в экономических отношениях между странами (http://www.prompolit.ru/126483 ). Сложившаяся ситуация с китайской CNPC является яркой иллюстрацией того, что и в нашей стране такой вид протекционизма также может иметь место.

Одной из основных функций МАПа (http://www.prompolit.ru/131011 ) является мониторинг происходящих слияний и поглощений и их согласование, причем сделка не может считаться легитимной, если МАП признает ее несоответствующей антимонопольному законодательству. По закону МАП должен согласовывать сделку в течение 30 дней. CNPC подала заявку в антимонопольное министерство на согласование свершенной сделки еще в декабре, но заключение так и не получила. Таким образом, возможности МАПа для создания препятствий для иностранных компаний очевидны.

При этом, «естественный» монополист "Газпром" не оставляет надежды получить от правительства добро на экспорт нефти, а "Стимул", который может добывать до 1,5 млн. тонн нефти год, вполне годиться для того, чтобы стать плацдармом для этой деятельности. Используя "Стимул", "Газпром" сам мог бы экспортировать нефть тем же китайцам. Тем не менее, монополия готова была заплатить за покупку офшора вдвое меньшую сумму, чем заплатила CNPC. Однако в отличие от CNPC, "Газпром" может оказывать влияние на МАП, чем, по-видимому, и объясняется затягивание процесса согласования. Как результат, в своей сегодняшней форме АМЗ является не более чем хорошим инструментом для протекционизма.

Стоит добавить, что в 2002 г. CNPC под давлением чиновников пришлось отказаться от участия в приватизации "Славнефти", и, если после истории со "Славнефтью" CNPC заблокируют еще и оренбургскую сделку, о приходе китайских инвесторов в Россию можно будет надолго забыть.

11 февраль 2004

Энергетика