Вопросы ведения Комитета Совета Федерации по промышленной политике

Комитет Совета Федерации по промышленной политике возглавит законотворческую активность Совета Федерации по регулированию производства, распределения и реализации товаров и услуг.

Комитет Совета Федерации по промышленной политике возглавит законотворческую активность Совета Федерации по регулированию производства, распределения и реализации товаров и услуг. По данным Бюро экономического анализа, на начало 2002 года эту деятельность регулировали 33767 нормативных документов, представляющих множество частных интересов. Законы и подзаконные акты, попадающие в вопросы ведения Комитета и составляющие собственно промышленную политику, годами напластовывались друг на друга. Они требуют для своего удовлетворения немалых денег, могущих быть инвестированных в обеспечение лучшей жизни, как для предпринимателей, так и для потребителей их продукции – то есть всего народа.

Именно Комитет Совета Федерации по промышленной политике может помочь провести настоящую реформу промышленной политики, чтобы загнивающие от неуклюжих попыток создания им тепличных условий предприятия самых разных отраслей наконец-то начали жестко конкурировать между собой за потребителя, а не за правительственные фонды, налоговые льготы и выгодные тарифы.

К предметам ведения Комитета относятся вопросы определения и проведения государственной политики в сферах:

  • производства товаров и услуг – создание материальных ценностей (продукции, товаров, продуктов) или оказание услуг во всем производственном цикле – инвестиции, развитие, функционирование, деинвестиции и ликвидация;
  • распространения товаров и услуг – прежде всего вопросы рыночной системы распределения продукции производства против плановой (доступность ценовых сигналов для инвестиционного цикла в производстве), а также системы дистрибьюции, особенности посреднической деятельности и франчайзинга, транспорт, складское хозяйство и логистика, районирование, географические. и политико-географические барьеры в распространении продукции (т.е. вопросы барьеров импорта и экспорта).
  • реализации товаров и услуг – непосредственно акты продажи, то есть биржевая, оптовая и розничная торговля, вопросы особой организации торговых институтов (в т.ч. организаторов торговли), способов оплаты, учета, ограничений в продажах.

Можно сказать проще: там и тогда, где и когда существует (или даже собирается быть образованным – но не может в силу регуляторных препятствий) любое предприятие по производству, распространению и реализации товаров и услуг, оно непременно попадает под то или иное регулирование, составляющее промышленную политику – вопрос ведения Комитета.

К ведению Комитета относятся вопросы:

а) функционирования, развития и реформирования отраслей промышленности, промышленных и инфраструктурных комплексов;

Комитет занимается полным циклом жизни отраслей промышленности – от их появления (инвестиций в те или иные виды деятельности, оформление их как отрасли или промышленные и инфраструктурные комплексы), развития, реформирование (существенное изменение условий функционирования и развития, включая структурные реформы в отраслях с естественно-монопольными предприятиями). 

Комитет занимается всем спектром регулирования специфичных для отраслей задач – налогообложением, таможенным регулированием, страхованием, бюджетным финансированием, кредитной политикой и предоставлением государственных гарантий на уровне отраслей промышленности и инфраструктуры.

В ведение Комитета попадают все отрасли, производящие товары и услуги (англ. industry). От традиционных «промов» (авиапром, химпром, радиопром и т.д.) до киноиндустрии, от производства деревянных игрушек до особенностей функционирования парикмахерских – все производства обладают своей спецификой.

Некоторые группы отраслей и предприятий имеют специфику своего регулятивного и институционального оформления и получили название «комплексов» (военно-промышленный комплекс, аэрокосмический комплекс, топливно-энергетический комплекс, строительный комплекс и жилищное хозяйство и т.д.). 

Некоторые отрасли по традиции относятся к инфраструктурным – дорожное хозяйство, водопроводы, путевое хозяйство, электросети, телекоммуникации и т.д. Комитет не различает предприятия «лингвистически», а работает с сутью: занимается вопросами развития производства, распределения и реализации товаров и услуг во всех этих «комплексах» и «инфраструктурах» наряду с традиционными отраслями – естественно, учитывая специфику соответствующих производств, а не их наименований.

Некоторые отрасли трудно определить – к ним относятся, например, как традиционные народные промыслы, так и современные программная, компьютерная и интернет-индустрии, во многом опирающиеся не только на промышленную организацию производства, но и на задействование труда большого числа высококвалифицированных специалистов, работающих в одиночку или маленькими группами. То же относится и к шоу-бизнесу, школам танцев, приусадебным хояйствам, промышленной архитектуре и т.д. В совокупности эти отрасли генерируют значительные потоки товаров и услуг, хотя и не относятся к традиционно определяемым «промам». То же можно сказать и про «невидимые» отрасли, например феномен «челоноков».

Некоторые отрасли требуют совсем особенного подхода, как, например, военно-промышленный комплекс. В частности, Комитет будет заниматься регулированием вопросов военно-технического сотрудничества в области организации деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса и предприятий-субъектов военно-технического сотрудничества; определение технического уровня производимой продукции для выполнения государственного оборонного заказа.

Другой такой областью является появление растущей информационной экономики. Комитет займется вопросами создания и развития компьютерных и информационных технологий в промышленности, а также вопросами развития и функционирования интернета на территории Российской Федерации.

Комитет также занимается разработкой и реализацией законодательных концепций, затрагивающих развитие правоотношений, специфичных для тех или иных отраслей, комплексах или инфраструктурах.

б) защиты прав собственности в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг, включая интеллектуальную собственность;

Без инвестиций не будет производства. Никакие инвестиции не будут сделаны, если права собственника не будут защищены. Поэтому судьба любого предприятия – это прежде всего вопрос защиты прав собственности его владельцев. Важно отметить, что введение любых ограничений в режиме производства, распространения и реализации товаров и услуг – это прежде всего ограничения прав собственности. Так, собственник линии энергопередачи может ее отключить в любой момент. Если регулирование (а не добровольно заключенный договор) запрещает ему это сделать, то тем самым его права на эту линию существенно ограничиваются. Комитет непосредственно будет проводить политику, минимизирующую ограничения прав собственности, и тем самым стимулирующую инвестиции.

Особым видом собственности является так называемая интеллектуальная собственность – особые соглашения по признанию «собственностью» торговых марок, патентов, копирайтов. От режима защиты интеллектуальной собственности (частный или поддержанный государством) зависят судьбы целых отраслей – но не меньше зависит и благосостояние потребителей, которые видят в существовании интеллектуальной собственности ограничение своих информационных свобод, а также других производителей, усматривающих ограничение своей способности конкурировать и тем снижать цены. В этой области необходимо находить компромиссы, которые будут устраивать и производителей и потребителей.

в) защиты отечественных производителей товаров и услуг, в т.ч. в связи с членством в ВТО;

Вопросы протекционизма (экспортных и импортных пошлин, акцизов, реакции на демпинг со стороны иностранных производителей, уровня федерального и местного налогообложения, влияющего на общую цену товара) крайне специфичны для различных отраслей. Комитет также может стать точкой защиты интереса наших будущих производителей от интересов производителей нынешних (известно, что режим усиленного протекционизма оборачивается полной неконкурентноспособностью защищенных им отраслей буквально через несколько лет после его введения).

Членство России в ВТО связано с большим числом оговорок в Договоре. Необходимо тщательно взвешивать последствия принятия или отклонения многих из условий членства – членство России должно быть действительно равноправным. То же относится ко многим другим международным договорам. Комитет занимается ратификацией, прекращением, приостановлением действия международных договоров в отношении отраслей промышленности и инфраструктуры.

Комитет занимается вопросами государственного регулирования внутренней торговли, экспорта, импорта товаров и услуг отраслей промышленности и инфраструктуры, а также производственного оборудования для их выпуска.

г) безопасности в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг;

Многие виды продукции или услуг находят опасными для их свободного производства и реализации – в таких случаях часто говорят об «оборотах». Примерами могут служить оборот лекарственных средств, оборот радиоактивных веществ и материалов, оборот оружия – продукции и услуг военно-промышленного комплекса и даже оборот алкогольной и спиртсодержащей продукции, находимой небезопасной для потребления населением вплоть до полного запрета ее производства и реализации (разные варианты «сухого закона»). Для наркотических веществ обычно вводится полный запрет на производство, распространение и реализацию – хотя и избирательно для их разных видов (например, такой вызывающий привыкание наркотик, как табак, имеет только незначительные ограничения на его производство, распространение и реализацию).

Именно с соображениями безопасности чаще всего связываются введение лицензирования деятельности и сертификация продукции, в том числе в таких отраслях, как телекоммуникация (например, связанное с безопасностью требование возможности прослушки вставляется в лицензию, причем обеспечивается за счет предприятия) и криптография (в списке из 114 лицензируемых видов деятельности криптография в том или ином виде занимает чуть ли не численное первенство).

Комитет будет тщательно взвешивать «за» и «против» введения особых условий соблюдения безопасности в тех или иных отраслях или видах деятельности. Члены Комитета понимают, что самым безопасным может быть только полное отсутствие производства и связанного с ним потребления.

Также в предмет ведения Комитета входят и прикладные аспекты безопасности – формирование и использование государственных резервов стратегических видов энергетического сырья и топливных ресурсов топливно-энергетического комплекса, поставки энергетических ресурсов, закупка товаров и услуг для государственных нужд, в том числе в области государственного оборонного заказа; введение и снятие ограничений на передачу в эксплуатацию иностранным компаниям информационных ресурсов, стратегических телекоммуникаций, регулирование международных информационных обменов и др..

Комитет также будет следить за соблюдением норм персональной информационной безопасности (прайвеси) при производстве, распространении и реализации товаров и услуг, включая защиту персональных данных при международных информационных обменах.

д) районирования промышленности, промышленных и инфраструктурных комплексов, включая проблемы закрытых территориальных образований, градообразующих предприятий, создания и функционирования особых экономических зон;

Производство, распространение и реализация товаров и услуг крайне чувствительны к географии – на цену продукции оказывают влияние такие факторы, как транспортные тарифы, доступность инфраструктуры, трудовых ресурсов, близость к рынкам сбыта и т.д. Эти вопросы важны как для уже функционирующих предприятий, так и для принятия решений об инвестициях во вновь создающиеся или развивающиеся производства (например, при размещениях крупных инфраструктурных объектов – космодромов, газо- и нефте- проводов, дорог, путепроводов, разворачивании производства продуктов сырьевого передела и т.д.)

Не все решения о разворачивании производства принимались сегодня. В наследство от социалистической эпохи нам остались проблемы градообразующих предприятий, для которых изменение промышленной политики (регулирования условий производства, распределения и реализации товаров и услуг) может означать резкое изменение условий жизни десятков тысяч людей. Комитет внимательно будет рассматривать подобные вопросы, и особенно вопросы функционирования закрытых административно-территориальных образований.

Также Комитет озабочен вопросами инфраструктурной связанности российских регионов, поэтому будет заниматься развитием федеральных и региональных систем передачи энергетических ресурсов, дорожным и путевым хозяйством, развитием межрегиональных телекоммуникаций (включая спутниковые системы связи), нефте- и газопроводами.

Также в вопросы ведения Комитета входит государственная поддержка развития и обеспечения устойчивого функционирования федеральной группировки спутников связи и вещания, космической деятельности. Особо нужно отметить развитие систем геопозиционирования и скорейшее их внедрнение в промышленность и сферу услуг.

е) стандартов, эталонов и сертификации продукции, товаров и услуг;

Обязательная стандартизация и сертификация продукции (даже не предназначенной для реализации на рынке), товаров и услуг вводится по разным причинам, но так или иначе повышает цены и ограничивает рыночное разнообразие. Нужно тщательно рассматривать как уже существующую промышленную политику в области стандартов, эталонов и сертификации, так и проводить ее поэтапное реформирование.

Сюда же относятся вопросы правомерности внедрения местной сертификации продуктов и услуг (например, московского опыта наклейки сертификационных марок на компакт-диски).

ж) разрешительной деятельности органов государственной власти и управления, лицензирования и обязательного страхования деятельности по производству, распространению и реализации товаров и услуг;

Деятельность по производству, распространению и реализации товаров и услуг существенным образом зависит от того, как осуществляется разрешительная деятельность (необязательно связанная с лицензированием) органов государственной власти и управления. 

В области лицензирования и обязательного страхования – это прежде всего регулярное рассмотрение списка из текущих 114 видов лицензируемых видов деятельности. Возможно, некоторые из этих видов деятельности можно вывести из жесткого лицензирования, которое вводит административный контроль, но не решает финансовых проблем, возникающих в случае нарушения условий лицензии, в область обязательного страхования. В этом случае риски от осуществления потенциально опасных видов деятельности адекватно бы покрывались финансово. Цена покрытия рисков включалась бы в стоимость продукции, а страховые компании жестко бы контролировали своих клиентов на предмет избегания наступления страховых случаев. Поскольку речь для страховых компаний в этих случаях идет о серьезных финансовых потерях, то эти проверки осуществлялись бы намного

з) развитие конкурентных отношений и организация рынков в области производства, распространения и реализации товаров и услуг;

Комитет будет озабочен реальной конкуренцией на рынках сбыта, как розничных, так и оптовых и промышленных. Организация рынков является одним из основных методов установления низких цен и увеличения конкуренции. Особые усилия потребуются при организации оптового и розничных рынков электроэнергии, рынка пропускной способности электрических сетей, пропускной способности газо- и нефтепроводов, пропускной способности телекоммуникационных линий. Организация рынков по торговле квотами на загрязнения (в том числе вопросы участия в Киотском соглашении на ограничения углеродных выбросов), квотами на вылов рыбы и т.д, 

К вопросам по организации рынков тесно примыкают вопросы организации аукционной и биржевой торговли, поставки против платежа, расчетных систем и связанного с ним документооборота. Поэтому в сферу деятельности Комитета попадает весь спектр вопросов электронного обмена документами и электронной подписи, а также обеспечение надежных телекоммуникаций и развития интернета, как торговой среды.

Никакого конкурентного рынка не может существовать, если не будет предусмотрено банкротства предприятий, не выдержавших конкурентной борьбы. Комитет будет заниматься регулированием процедур банкротства в отраслях промышленности и инфраструктуры.

Также Комитет будет заниматься вопросами функционирования оптовых и промышленных рынков 

и) трудовых отношений в производстве, распространении и реализации продукции, товаров и услуг; 

Собственно, если нет производства, то нет и трудовых отношений. Традиционно трудовые отношения рассматривались только с точки зрения наемных работников. Комитет будет рассматривать трудовые отношения с точки зрения производства – включая такие сложные вопросы, как трудовые ресурсы (тесно связанные с районированием производства), деятельность профессиональных союзов (непосредственно влияющая на предприятия) и т.д.

к) государственного участия в производстве, распространении и реализации товаров и услуг;

Общеизвестно, что эффективность принадлежащего государству производства гораздо ниже, чем эффективность производства частного сектора. Вместе с тем по разным причинам государственное участие в производственном, распределительном и даже торговом секторах экономики продолжается. Это создает в том числе и неравноправные условия конкуренции в отраслях, где присутствуют государственные предприятия – понятно, что ресурсы государства много больше ресурсов частных предпринимателей, поэтому государственным предприятиям легче осуществлять рыночные маневры.

Комитет будет тщательно рассматривать промышленную политику в сфере государственного участния в производстве, распространения и реализации товаров и услуг, включая вопросы государственных инвестиций (национализации) и деинвестиций (приватизации), инвестиционной политики (федеральные целевые программы в отдельных областях производства), корпоративного управления (ограничения представителям государства на голосования в предприятиях со смешанным участием) и т.д.

В том числе Комитет будет заниматься государственной поддержкой перспективных и приоритетных направлений в промышленности.

л) инвестиционной политики в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг;

Инвестиционная политика – это кто, кому и как может давать деньги на развитие производства, распространения и реализации товаров и услуг. Особо нужно отметить такие проблемные вопросы, как участие иностранных инвесторов в отечественных предприятиях (особенно в предприятиях «комплексов» и «инфраструктур»), участие отечественных производителей в западных предприятиях (проблема бегства капиталов), минимальные размеры уставных капиталов предприятий некоторых видов деятельности, вопросы совмещения видов деятельности (институциональные аспекты инвестирования в развитие предприятий).

Комитет занимается регулированием инвестиционной деятельности российских и иностранных инвесторов, в том числе на основе инвестиционных соглашений, договоров государственной концессии и соглашений о разделе продукции, страхования инвестиций и ответственности в отраслях промышленности и инфраструктуры. 

м) контроля за доходами от государственной собственности в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг;

н) развития и совершенствования корпоративного управления в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг;

Под корпоративным управлением понимают систему институтов, обеспечивающих управление производством, распространением и реализацией товаров и услуг собственниками предприятий. Общие собрания, Советы директоров, Закон об акционерных обществах и т.д. – все это определяет в конечном итоге инвестиционный климат, а инвестиционный климат определяет развитие промышленности или ее деградацию.

о) федеральных целевых программ.

Все вопросы федеральных целевых программ по предметам ведения Комитета, включая подготовку предложений по утверждению и реализации федеральных целевых программ, согласование объемов их финансирования по отраслям промышленности и инфраструктуры.

Также Комитет будет заниматься подготовкой предложений к проекту Федеральной адресной инвестиционной программы и проекта перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд на очередной год по отраслям промышленности и инфраструктуры.

03 апрель 2002

Идеология и законодательные основы экономических преобразований