Реформирование газовой отрасли России
Перечень мер по реформированию газовой отрасли России.
1. Реформирование газовой отрасли России включает реформирование РАО Газпром как важную, но далеко не единственную компоненту.
2. Инструментами реформирования являются дерегулирование рынков и субъектов рынка, снятие барьеров и ограничений, а не вмешательство в частную собственность. Введение новых ограничений и установление обязательных требований для собственников возможно только на ограниченный период времени и только в отношении активов, созданных в период существования СССР и далее приватизированных.
3. Ценные бумаги Газпрома. Необходима безусловная либерализация рынка акций Газпрома, включая снятие барьеров между российским и международным рынком. Необходимо признать, что интересы российских инвесторов для сегодняшней власти важнее интересов иностранных инвесторов, и при необходимости выбора между ущербом для одних и ущербом для других выбор будет сделан в пользу российских инвесторов.
4. Приватизация Газпрома. Должно быть заявлено о намерении полной приватизации, публично обсуждены сроки и формы продажи акций, график продаж должен быть утверждён и соблюдаться.
5. Дерегулирование газодобычи. Не может быть никакой монополии в области газодобычи. Должна быть проведена публичная ревизия выданных лицензий и объявлены результаты проверки соблюдения лицензионных соглашений. При выдаче новых лицензий или перераспределении отобранных в связи с нарушениями должен практиковаться конкурсный подход, с допуском иностранных участников, и без преференций для Газпрома. Возможен пересмотр законодательной базы с целью расширения спектра форм недропользования, вплоть до введения негосударственной собственности на недра и продажи месторождений в собственность, а не на условиях лицензирования добычи.
6. Дерегулирование внутреннего рынка. Цены независимых поставщиков газа на внутреннем рынке должны быть гарантированы от всякого регулирования. Государство должно обеспечивать финансирование бюджетного потребления, и гарантировать право газовых компаний не поставлять газ даром. В первую очередь Газпром должен получить реальное право отключать неплательщиков. Освобождение цен Газпрома на газ должно происходить в чётко очерченных временных рамках, увязанных со сроками дерегулирования газотранспортной отрасли (см. ниже). На переходный период возможно явное обременение Газпрома обязательствами по снабжению выделенных потребителей по фиксированным ценам (или даже бесплатно). Форма такого обременения должна быть адресной и предусматривать возможность выкупа или вторичного рынка таких обязательств (газовые ваучеры).
7. Дерегулирование экспорта. Либерализация доступа к рынку газа Западной Европы должна быть увязана с дерегулированием этого рынка и прекращением монополии Рургаза и иных европейских монополистов. Государство должно в равной мере защищать права выхода на этот рынок для всех российских газовиков. Доступ к экспорту газа должен быть свободным. Должны быть прекращены разговоры о монополии в экспорте газа, исключено всякое квотирование экспорта для независимых поставщиков. Независимые производители имеют право конкурировать друг с другом и с Газпромом на внешнем рынке также, как и на внутреннем.
8. Дерегулирование газотранспортной отрасли. Необходимо определить заинтересованность Газпрома, независимых газодобытчиков, потребителей и третьих лиц в развитии систем магистральных и распределительных газопроводов России. Государство должно объявить о своей заинтересованности в конкуренции в газопроводах, создать прозрачный механизм обеспечения условий строительства (землеотводов и пр.) для осуществления таких проектов (включая возможность связи с зарубежными газопроводами). К развитию газовой сети на территории России должны быть без ограничений допущены российские и иностранные предприниматели. В разрешении на сооружение газопровода не может быть отказано по соображениям экономической целесообразности, дублирования, наличия незагруженных мощностей существующих газопроводов и т.п. Ценовая политика и форма распределения пропускной способности для вновь построенных газопроводов ни при каких обстоятельствах не могут быть предметом государственного регулирования. Для них не могут ни устанавливаться тарифы, ни вводиться обязательные аукционы. Не может быть установлено ограничений на совмещение новыми компаниями газотранспортной деятельности с добычей, покупкой и продажей газа. Государственное регулирование новых газопроводов должно ограничиваться надзором за соблюдением технических нормативов безопасности.
9. Доступ к газопроводам Газпрома. Условия подключения новых газопроводов к существующей сети должны быть предметом договорённости собственников, нецелесообразно государственное регулирование права подключения к газопроводам Газпрома. На ограниченный период времени, определяемый сроками дерегулирования газотранспортной отрасли, мощности существующей газотранспортной сети Газпрома могут предоставляться на аукционной основе для независимых поставщиков газа.
Проведение аукционных продаж пропускной способности газопроводов Газпрома должно осуществляться для всех желающих поставщиков, потребителей газа, посредников.
10. Разделение Газпрома. При обеспечении Газпромом проведения аукционных продаж пропускной мощности разделение Газпрома нецелесообразно. Разделение возможно только при невозможности защитить интересы независимых производителей. В случае разделения должны быть безусловно соблюдены следующие принципы:
А. Выделение должно проводиться исключительно путём выделения компаний с зеркальной структурой собственности и независимым менеджментом. Создание дочерних компаний в рамках существующего РАО недопустимо.
Б. Выделяться должны только те газопроводы, которые могут быть использованы конкурирующими добытчиками. Газопроводы тех регионов, в которых не ведётся независимая добыча, должны остаться в составе Газпрома. Возможно создание нескольких газотранспортных компаний.
В. Для выделенных газотранспортных компаний необходимо обеспечение Газпрому на ограниченный переходный период постепенно снижающегося объёма гарантированной пропускной способности по регулируемым ценам.
Г. По мере развития независимых газотранспортных сетей, отказ от государственного регулирования газопроводов Газпрома и созданных на его основе компаний, уравнивание их в правах с независимыми газотранспортными компаниями.
Д. На ограниченный период времени для выделяемых компаний могут быть установлены ограничения на занятие газодобычей и куплей-продажей газа. В дальнейшем эта компания должна быть уравнена в правах с независимыми газотранспортными компаниями.