Позиция по вступлению России в ВТО

Вступление в ВТО: открывающиеся выгоды и возможные потери.

1. Выгоды свободной торговли для населения страны доказаны экономистами ещё в конце 19 века. При этом выгодной является как свобода торговли в границах государства, так и международная свобода торговли, позволяющая каждой нации найти место в международном разделении труда в соответствии со своими конкурентными преимуществами. Отказ страны от участия в международном разделении труда или ограничение такого участия во всех обстоятельствах является насильственным изъятием у населения части благ, которые иначе были бы для него вполне доступны. Протекционизм всегда является инструментом изъятия у широких масс потребителей (всего населения в целом) в пользу бюрократии и узкого круга производителей (и, иногда, чуть более широкого круга их работников). Именно поэтому, будучи так «размазан» и обычно приправлен патриотической фразеологией, протекционизм редко встречает организованное сопротивление.

Так, односторонний отказ от импорта куриных окорочков является насильственным ограничением доступа к дешёвому товару, составляющему существенную компоненту в питании наименее обеспеченных слоёв населения, осуществляемое в пользу «отечественного производителя», которому только ещё предстоит сформироваться на высвобождаемом участке рынка, и который при любых обстоятельствах не сможет создать достаточное число рабочих мест, необходимое для компенсации ущерба огромному количеству потребителей.

2. Необходимо понимать, что при наличии своего собственного места в международном разделении труда зависимость от импорта в ряде товарных позиций не является угрозой для безопасности страны. В свою очередь, при отсутствии экспортных позиций, страна не может попасть в зависимость от импорта (так как за него просто нечем платить), и вынуждена полагаться именно на отечественных производителей, что и происходит, разумеется, при свободе осуществления предпринимательской деятельности в стране. Поэтому участие в международном разделении труда не может считаться угрозой.

3. Является ли ВТО инструментом поощрения свободы торговли, используемым в интересах потребителей государств-членов? Конечно, среди декларируемых приоритетов такой приоритет есть: «целью является увеличение благосостояния населения стран-членов» (the goal is to improve the welfare of the peoples of the member countries). Однако указанная цель не стоит первой в перечне. Приоритет отдаётся «помощи производителям товаров и услуг, экспортёрам и импортёрам в ведении их бизнеса» (to help producers of goods and services, exporters, and importers conduct their business), что не совсем то же самое.

4. Никакое государство (ни демократическое, ни тоталитарное) само по себе не склонно поощрять свободу торговли. Государственный аппарат и политические партии при всех обстоятельствах склонны создавать правила и инструменты регулирования торговли, направленные на постановку экономической активности под контроль с целью изъятия и перераспределения ресурсов в пользу бюрократии, лоббистов и групп давления, или в пользу определённых групп электората. Неужели государства, сами по себе не склонные к свободе торговле, создали ВТО как международное объединение, направленное на реализацию задач, противоречащих целям индивидуальных членов?

5. ВТО могло стать, и стало, инструментом урегулирования споров между государствами, ориентированными на протекционистскую политику. Такие споры с неизбежностью возникают, и нужен механизм принятия решения о том, кто в данных обстоятельствах получит право залезть в карман потребителям своей страны (да и других стра). ВТО является площадкой координации действия для протекционистов и сторонников перераспределения, просто в силу того, что именно в этой области лежат интересы членов. 

6. В ВТО представлены интересы государств, заинтересованных в объединении с целью управлять и регулировать потоки товаров и услуг через национальные границы. Внутри государств существуют эффективные механизмы формирования и проведения интересов производителей. Участие широких масс потребителей из стран-членов не предусмотрено ни на одном из уровней. На слушания в ВТО не вызывают представителей едоков продукции агропромышленного сектора. Зато растёт роль в регулировании международной торговли узких групп населения, имеющих подчас довольно экзотические интересы.

7. Ясно, что инструмент глобального политического давления и экономического регулирования используется в основном сильными против слабых. Непрерывная торговая война последних десятилетий между США, Европой и Азией проходит в организованных рамках ВТО, не становясь от этого менее интенсивной. Целью назначения своих судей в апелляционный суд ВТО является отнюдь не защита «свободной торговли», а защита национальной бюрократии и производителей против иностранных конкурентов. 

Интересные примеры из истории ВТО включают поддержанное ВТО требование европейцев к США повысить налоговое бремя на американские компании, пользующиеся особенностями налогового законодательства для повышения прибыльности экспорта. 

Банановый спор об импорте бананов в Европу был выигран США (путём наложения одобренных ВТО штрафных тарифов на европейский импорт), хотя в США не выращивают бананы, а просто защищают интересы производителя из Центральной Америки, оказавшегося спонсором и республиканцев, и демократов.

Интересно также отметить, что фантастический уровень аграрных субсидий в развитых странах, использующийся для поддержки местных аграрных производителей, не является предметом серьёзного рассмотрения в ВТО, несмотря на то, что открытие продовольственного рынка Европы и США приведёт к существенному снижению цен на этих рынках и росту богатства развивающихся стран. 

Вообще следует отметить, что снижение цен называется на современном политэкономическом новоязе «дефляцией» и государства борются всеми силами с тем, что является мечтой неразумных их граждан!

8. Роль так называемых «негосударственных организаций» (НГО) в борьбе с ВТО и их участие в делах ВТО являются отдельной интересной темой. В первую очередь необходимо сказать об относительно вменяемой части этой публики – защитниках прав рабочих на цивилизованные условия труда и особых прав трудящихся женщин, противниках детского труда и использования невозобновляемых источников топлива, сторонниках защиты окружающей среды. По странному стечению обстоятельств, именно победа этих идей подрывает конкурентоспособность развивающихся стран, единственная надежда которых на развитие и рост находится в связи с дешёвой рабочей силой, уровнем затрат на топливо и богатыми природными ресурсами. Поэтому развитые страны, обладающие основными голосами в определении политики ВТО, объективно заинтересованы в предоставлении защитникам рабочих и окружающей среды трибуны и права голоса, чтобы чужими руками защитить свои рынки от конкуренции. ВТО действительно становится инструментом «консервации неравенства», но не совсем так, как это представляется митингующим.

9. Невменяемые «антиглобалисты», не способные пока предложить позитивной программы и вступающие просто «против ВТО и МВФ», по мере структурирования своих требований и программ также несомненно впишутся в «международное разделение регулирования». До создания ВТО у них не было ни форума, ни инструмента для влияния. С возрастанием роли ВТО они с неизбежностью откусят свой кусок пирога.

10. Сама по себе являясь бюрократической структурой, ВТО как организация также заинтересована в расширении своей власти, увеличении юрисдикции своего суда. Если государства-члены хотя бы номинально имеют за собой интересы населения, выигрывающего от свободы торговли, ВТО, будучи надгосударственной организацией, лишена и этого стимула. Интересы международных чиновников и антиглобалистов не противоречат друг другу, а значит неизбежно сойдутся. Ведь для бюрократов из ВТО «права рабочих», «права женщин и детей», «защита окружающей среды» являются гораздо более удобными лозунгами, чем «свобода торговли», и по этой причине также следует ожидать возрастания роли НГО в деятельности ВТО. Апелляционный суд ВТО уже признал право НГО выступать по рассматриваемым делам, хотя такая их роль и не предусмотрена международными договорами о создании ВТО.

11. Российские чиновники и лоббисты почувствовали вкус новых возможностей, открывающихся со вступлением в ВТО. В соответствии с процедурами ВТО, для переговоров начали резервировать возможность ограничения свободы международной торговли и оказания услуг там, где раньше такого регулирования не было.

Несмотря на особенности российского корпоративного законодательства, структуру собственности приватизированных предприятий и иные препятствия, в России развился достаточно ликвидный рынок ценных бумаг, обслуживающий интересы отечественных и иностранных инвесторов. Изначально рынок был создан со значительным объёмом иностранных инвестиций, позднее стала расти доля рынка в руках российского капитала. Никаких ограничений на иностранную собственность в капитале брокеров, регистраторов и депозитариев не было. Сегодня максимальная доля уже появилась в рабочих документах переговорщиков, и после появления этой идеи участники рынка ожидают от ФКЦБ попытку ввести соответствующее регулирование.

Ещё цитаты:

Антон Данилов-Данильян, глава экономического управления администрации Президента: "Для того чтобы выйти на [мировой] рынок, нужно... поначалу демпинговать, а для того чтобы демпинговать, не нарываясь на санкции, нужно быть как минимум членом ВТО". (Ведомости, 19.04.2002)

Максим Медведков, главный российский переговорщик с ВТО: "...любой член ВТО, в том числе и Россия, имеет право на протекционизм" (Коммерсант, 23.04.2002)

12. Какова же должна быть позитивная программа для государства, действительно рассчитывающего на свободу торговли как на инструмент обеспечения экономического роста и благосостояния своих граждан?

  • Односторонняя либерализация экспорта и импорта.
  • Полная отмена тарифов, квот и ограничений, или, как минимум, их унификация и сведение к минимуму. Унификация налогообложения и отказ от льгот не позволят другим странам (даже в рамках ВТО) говорить о поддержке тех или иных отраслей государством.
  • Отказ от ведения торговых войн – защита отечественного сталевара путём ограничения импорта курятины является защитой сталевара за счёт всех едоков страны. Может быть, спросить у населения, готово ли оно платить сталеварам компенсацию напрямую?
  • Публичный отказ следовать экономически невыгодным требованиям различных НГО.
  • Переход к двусторонним межгосударственным договорам, не претендующим на ограничение суверенитета страны при разрешении конфликтов.

13. Дальнейшее чтение:

а. Читающим по-английски можно рекомендовать работы Llewellyn H. Rockwell, президента Института Людвига фон Мизеса, размещённые на http://www.mises.org, и иные материалы по ВТО с этого сайта.

б. Интереснейшее исследование Александра Куряева «Сахарная вата, или Бесконечная история протекционизма» об истории российской сахарной отрасли, с цифрами и с дополнительными теоретическими материалами, можно прочесть в Общеполезном журнале для чтения «Частный взгляд» на

http://www.sapov.ru/journal/02/shugarstory.htm и 

http://www.sapov.ru/journal/02/dop-shugar.htm.

 

06 май 2002

Международная промышленная политика и торговля