Переходные меры и рецепты реформирования
Список рекомендаций и рецептов реформирования сформировался за последнее десятилетие в повседневной работе, научных дискуссиях, публикациях и дружеских беседах большого сообщества бывших и действующих чиновников, учёных и бизнесменов. Среди людей, внёсших вклад в его составление и обсуждение, необходимо особенно отметить: К. Бендукидзе, Г. Лебедева, А. Левенчука, Б. Львина, А. Илларионова, С. Кордонского, Ю. Кузнецова, В. Найшуля, Г. Сапова.
Список рекомендаций и рецептов реформирования сформировался за последнее десятилетие в повседневной работе, научных дискуссиях, публикациях и дружеских беседах большого сообщества бывших и действующих чиновников, учёных и бизнесменов. Среди людей, внёсших вклад в его составление и обсуждение, необходимо особенно отметить: К. Бендукидзе, Г. Лебедева, А. Левенчука, Б. Львина, А. Илларионова, С. Кордонского, Ю. Кузнецова, В. Найшуля, Г. Сапова. Необходимо учитывать, однако, что далеко не все из них поддерживают все эти меры, среди них есть как сторонники, так и противники конкретных рецептов. Многое изложенное ниже гораздо подробнее обсуждено в работах этих и других авторов, опубликованных в СМИ, специализированных изданиях, или в интернете. Ответственность за все ошибки и неточности данного перечня несёт исключительно составитель.
Либерализация и дерегулирование экономической деятельности связаны с пересмотром действующего законодательства, отменой действующих и созданием новых нормативных актов. Как правило, программы реформирования оказываются растянуты на значительные промежутки времени, включают промежуточные этапы и требуют долгосрочного планирования, включая комплекс мер промежуточного периода. Предлагаемый список рекомендаций и рецептов предназначен для проектирования таких программ.
1. Государство обязано, гражданин вправе.
Насколько известно составителю, этот тест для проверки законопроектов был сформулирован Р. Ореховым, занимавшим должность начальника Главного правового управления Администрации Президента РФ.
В любом законопроекте все слова, обозначающие «государство» («правительство», государственный орган», «чиновник» и т.п.) может встречаться только в сочетании со словом «обязано», а слова «гражданин», «предприниматель», «юридическое лицо» - только в сочетании со словом «вправе».
2. Отмена лицензирования и дерегулирование.
Безусловными приоритетами при реформировании отраслей хозяйства должны стать отмена лицензирования и отказ от вмешательства государства в правила и процедуры осуществления хозяйственной деятельности. Свободный рынок позволяет предложить каждому потребителю наиболее подходящие ему продукты, а конкуренция создаёт механизмы контроля за безопасностью продуктов и услуг и честностью предпринимателей. При этом создаваемые на открытом рынке механизмы контроля не подвержены коррупции, неизбежной при лицензировании и иных видах прямого вмешательства государства в бизнес. Вмешательство государства, как правило, тормозит инновации и препятствует внедрению новейших технологий, создаёт возможности для лоббирования, направленного на ограничение вхождения в отрасль новых участников, и в конечном итоге, лицензирование открывает дорогу местному и глобальному монополизму.
3. Примат договора.
Добровольно заключённый договор должен иметь приоритет над любыми положениями законодательства, ограничивающими свободу хозяйственной деятельности, предписывающими цены или обязательные условия договоров. На переходный период такие ограничения, содержащиеся в действующем законодательстве, должны вступать в действие только в отношении сторон, не способных достигнуть согласия между собой. Государство вправе вмешаться в отношения хозяйствующих субъектов и граждан, устроить проверку или применить санкции, только на основании чьей-либо жалобы.
4. Раскрытие против контроля.
Из промежуточных мер, предназначенных для замены прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность, следует в первую очередь использовать обязательное раскрытие информации. Для многих финансовых нормативов вместо обязательного установления их значений государство может вводить требование делать эти значения доступными для публичного ознакомления.
Например, требования к минимальному уставному капиталу или уровню собственных средств могут быть заменены на обязательство раскрывать эти данные в рекламе и публичной отчётности. Вряд ли на конкурентном рынке найдётся много желающих обратиться в банк или страховую компанию, указавшую уровень собственных средств в несколько тысяч рублей. Более сложные показатели (коэффициенты ликвидности, обеспеченность пассивов и т.п.), анализ которых труден для основной массы клиентов, будут использоваться специализированными информационными и аналитическими агентствами для составления рейтингов, пригодных для использования и неподготовленными людьми.
5. Страхование против лицензирования.
В ряде случаев альтернативой лицензирования может стать страхование, совмещающее механизмы предотвращения ущерба и механизмы получения компенсации в случае причинения ущерба. Так как страховщики отвечают за результат своей работы своими деньгами, и получают оплату своего труда на рыночных условиях, оценка рисков и дальнейший надзор страхователя за застрахованным бизнесом порождают гораздо более адекватные системы стандартов и правил, чем государственное регулирование, направляемое усилиями лоббистов. Обязательное страхование может создать для предпринимателей те же стимулы к предотвращению ущерба, что и лицензирование.
При дальнейшем развитии рынка и внедрении страхования в повседневную жизнь предпринимателей и их клиентов добровольное страхование, предпринимаемое под одним только давлением потребителей, может стать необходимым условием вхождения в бизнес и заменить обязательное страхование.
6. Новые правила добровольны.
Если дерегулирование какой-либо деятельности затруднено из-за предполагаемых социальных последствий, предположений о недостаточном уровне конкуренции, или даже из-за противодействия отраслевого лобби, выходом из такой ситуации может стать право добровольного выбора между работой в новых условиях или сохранением старого порядка. Например, при замене лицензирования обязательным страхованием или раскрытием информации, предприниматель может иметь право выбирать между соблюдением новых требований и ограничений, или сохранением старого порядка подчинения лицензирующему органу.
Такой подход позволяет создать конкуренцию типов регулирования, и определить то регулирование, которое связано с наименьшими издержками для потребителей, предпринимателей и государства. Для части клиентов коммерческих банков, например, при выборе банка будет важным сохранение контроля и лицензирования Центральным банком. Но часть клиентов наверняка сочтут более привлекательными условия, предлагаемые дерегулированными финансовыми институтами, защищёнными репутацией или страхованием.
7. Налоги распределяем сами.
Важным этапом реформирования налоговой системы должно стать добровольное распределение самим налогоплательщиком уплачиваемых им налогов. При такой форме уплаты налогов сохраняется принцип их исчисления по установленным правилам и формулам, но далее налогоплательщик имеет право выбрать направление их расходования государством. Этот принцип может быть применён и для юридических, и для физических лиц.
Налогоплательщику может быть предоставлено право перевести средства непосредственно одному или нескольким финансируемым из бюджета учреждениям (школе, больнице, воинской части). Налогоплательщик может перечислить налоги на один или несколько (в произвольной пропорции) бюджетных счетов, соответствующих более или менее обобщённым разделам бюджета – оборона, образование, здравоохранение, поддержка промышленные или сельскохозяйственные дотации, поддержка Крайнего Севера и т.п.
Такая система позволит выявить реальные предпочтения, ценности и приоритеты граждан страны. Информация о наполнении статей бюджета должна быть публичной. Разумеется, для неготовых самостоятельно принимать решения налогоплательщиков должна быть сохранена возможность перечисления средств на единый счёт казначейства, распределяемый в соответствии с утверждённым бюджетом.
Возможен также ряд переходных этапов к полностью свободному распределению налогов. Для статей бюджета можно установить пределы их наполнения, закрывая возможность дальнейшего перечисления на них при достижении предела. Это позволит определить приоритеты граждан страны, сохранив на переходный период наполнение всех статей бюджета. Другой переходной мерой является постепенное увеличение суммы налогов, распределяемых налогоплательщиком самостоятельно – начиная с 10%, и далее за несколько лет переход к полной добровольности распределения.
8. Наши не хуже.
Через всё российское законодательство должна быть проведена идея о том, что граждане России в России и за рубежом имеют прав не меньше, чем граждане иных стран. Если кому-то в России или за рубежом разрешено осуществление каких-либо видов хозяйственной деятельности, российское законодательство не может препятствовать в этом российским предпринимателям. Этот принцип является наилучшей защитой национальных интересов в международной конкуренции.
Одним из следствий этого принципа является свобода для граждан России осуществления любых операций, связанных с перетоком капиталов через границу – инвестиций за рубежом, открытия счетов в иностранных банках, страхования и перестрахования, открытия бизнесов. Хватает и того, что иностранные законодатели ставят барьеры на пути проникновения российских капиталов. Российское государство заинтересовано в увеличении капитала граждан России по всему миру.
9. Всё новое свободно.
Созданные во время существования СССР производственные активы, несмотря на частичную приватизацию, остаются для многих политиков и граждан нашей страны «общенародной собственностью», созданной усилиями «всего народа», что создаёт поддержку и одобрение сохранению государственного вмешательства в их деятельность. Однако государственное регулирование должно отличать такие активы от активов, созданных приватизированными и частными компаниями за прошедшее десятилетие. Все созданные на частные средства активы должны быть свободны от государственного вмешательства, вне зависимости от того, в каких отраслях они работают. Новые электростанции, вновь построенные линии электропередач или газопроводы, разведанные и освоенные месторождения должны иметь право свободной продажи произведённой электроэнергии, услуг или добытых полезных ископаемых. При этом государство не должно устанавливать для них тарифы, цены, лимиты поставок на внутренний рынок, экспортные ограничения и т.п.
Этот принцип уже с успехом применяется сегодня в сфере жилищного строительства, например. Цены на коммунальные услуги в большинстве новостроек являются вполне рыночными.
10. Государство на равных.
Государство должно быть уравнено с частными компаниями и гражданами во всех аспектах хозяйственной деятельности. Этот принцип должен быть проведён через весь корпус законодательства. Государство как кредитор не должно иметь выделенного статуса при банкротствах, обязательства перед государством не должны выделяться в особую очередь. Задолженность государства перед юридическими и физическими лицами должна быть передаваема в обычном порядке, предусмотренном для уступки обязательств Гражданским кодексом. В частности, зачёт обязательств бюджета и обязательств перед бюджетом должен проводиться по желанию хозяйствующих субъектов, в одностороннем порядке.
Не должно быть исключений в части судебной ответственности государства. Должна быть создана нормальная процедура взыскания долгов из активов государства по вступившим в силу решениям суда.
11. Выявление и секьюритизация обязательств государства.
Необходимо провести ревизию накопленных обязательств государства и определить те из них, которые государство считает необходимым выполнить. Для многих обязательства, висящих неисполненными на старых бюджетах или наследуемых бюджетом из года в год, следует признать ошибочность их принятия и отказаться от исполнения.
Те обязательства, которые государство признает внутренним долгом, должны быть оформлены ценными бумагами (секьюритизирован) и выведен на рынок. Такое оформление является логичным продолжением принципа равенства государства в хозяйственной деятельности. Оформление ценными бумагами заставит государство соблюдать установленный при выпуске график обслуживания. Обращение ценных бумаг создаст их рыночную котировку, даст возможность осуществить досрочный выкуп. Возможность предъявления таких ценных бумаг к зачёту против налоговых обязательств будет работать на повышение их стоимости.
12. Полная приватизация.
Завершение приватизации государственной собственности должно стать приоритетом промышленной политики. Приватизированы должны быть как оставшиеся в государственной и муниципальной собственности промышленные активы, так и объекты инфраструктуры. Должна быть разработана политика приватизации «ничьих» активов и ресурсов, использующихся в хозяйственной деятельности, например недр или радиочастотных диапазонов.
13. Приватизация активов одновременно с приватизацией обязательств.
Продажа социально значимых активов, приватизация которых заставляет опасаться за исполнение тех или иных обязательств, обременяющих сегодня эти активы, должна проводиться вместе с приватизацией этих обязательств (пассивов). Например, приватизация градообразующего предприятия может быть произведена с одновременным наложением на владельца обязательств социального обеспечения жителей города, а приватизация учреждений здравоохранения или образования – с наложением обязательства лечить или оказывать образовательные услуги фиксированному количеству клиентов по регулируемым ценам (на протяжении переходного периода, могущего быть достаточно длительным).
Обязательства должны быть привязаны именно к активам, а не к покупателям приватизированного имущества. Это позволит не допустить потери обязательств через умышленное банкротство или перепродажу активов. Неисполнение наложенных обязательств должно приводить к национализации активов, вне зависимости от того, кто будет на этот момент их владельцем. Привязанные к активам обязательства могут быть оформлены ценными бумагами (секьюритизированы), что создаст возможность их обращения, рыночной оценки и выкупа. пассивов.
Разумеется, надо быть готовым к тому, что обременённые обязательствами активы будут проданы дешевле.
14. Акты прямого действия.
При создании нового законодательства несомненный приоритет должен отдаваться актам прямого действия, не допускающим выпуска инструкций, разъяснений, методических материалов и иных ведомственных подзаконных актов. Законы и кодексы могут содержать подробные инструкции, учётные и отчётные формы, нормативы и пр. Такие объёмные документы при любых условиях предпочтительнее отсылочных норм, дающих Правительству право самостоятельно вмешиваться в хозяйственную деятельность без контроля законодателя. Важным исключением из этого правила должно стать право на снижение насилия.
15. Освободить проще, чем зарегулировать.
Дерегулирование, отмена ограничений, снижение ставок налогов и сборов могут, тем не менее, быть отнесены к полномочиям чиновников правительства и ведомств, через подзаконные акты. Но возврат снятых ограничений, увеличение ставок и иные формы усиления регулирования должны вводиться только через принятие новых законов. Дерегулировать должно быть принципиально легче, чем вернуться к государственному вмешательству. Повышение степени государственного насилия должно быть мотивировано очень вескими причинами, способными убедить законодателя.