Пояснительная записка

Введение закона в действие позволит существенно снизить издержки государства и предпринимателей на администрирование, учет и отчетность, связанные с исчислением и уплатой налогов (для малых предприятий эти издержки могут в разы превышать совокупное налоговое бремя) и направить соответствующие ресурсы на производительную деятельность, подъем экономики страны.

Законопроект вводит новый налоговый режим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Указанный режим вводится как специальный налоговый режим в соответствии со ст.18 Налогового Кодекса, с возможностью добровольного перехода на этот режим налогообложения организаций с численностью до 100 человек.

Законопроект не предполагает отмены ныне действующих режимов налогообложения для малого бизнеса, позволяя существующим предприятиям работать в ныне действующих режимах. В частности, сохраняется действующая патентная система для ПБОЮЛ. Новый режим является дополнительным к уже существующим и добровольным. Таким образом, принятие законопроекта не может нанести ущерба существующему бизнесу, а может лишь стимулировать развитие экономики.

Введение закона в действие позволит существенно снизить издержки государства и предпринимателей на администрирование, учет и отчетность, связанные с исчислением и уплатой налогов (для малых предприятий эти издержки могут в разы превышать совокупное налоговое бремя) и направить соответствующие ресурсы на производительную деятельность, подъем экономики страны.

Законопроект является полным и замкнутым, содержит внутри все необходимые определения, формы учета и отчетности, порядок их заполнения и пр., и не содержит отсылочных норм. Учет и отчетность по новому режиму чрезвычайно просты, возможны без бухгалтера и без специальных знаний, не двусмысленны и не трактуемы. Переход на упрощенный режим налогообложения устраняет конфликтное поле между налогоплательщиками и налоговыми органами, делает налоговые проверки простыми и быстрыми, устраняет серую зону.

Для применения закона не нужны никакие подзаконные акты. Поскольку закон не упраздняет ныне действующие режимы налогообложения и поскольку переход на новый режим является добровольным, то принятие закона никаким образом не ухудшает положение налогоплательщиков, что позволяет ввести его в действие немедленно.

Организации, перешедшие на предлагаемую упрощенную систему, считаются плательщиками НДС (т.е. не исключаются из единого экономического пространства страны).

Другими особенностями предлагаемой упрощенной системы являются:

  • Уведомительный (и добровольный) порядок перехода налогоплательщика на упрощенный режим налогообложения;
  • Возможность выбора налогоплательщиком в качестве базы налогообложения как совокупного дохода (выручки) организации, так и результата хозяйственной деятельности (доходы за вычетом расходов);
  • Возможность не вести учет расходов вообще, если в качестве базы выбран совокупный доход организации;
  • Кассовый метод учета доходов и расходов, полное отсутствие понятия амортизации и связанных с ним норм;
  • Совпадающие налоговый и отчетный периоды (квартал), отсутствие понятия авансовых платежей;
  • Ведение учета накопленным итогом сквозь границу отчетного и налогового периода, отсутствие понятий убытки прошлых лет и норм их учета (норм уменьшения прибыли текущего года);
  • Отсутствие необходимости ведения полного бухгалтерского, налогового и иного учета и отчетности, все формы отчетности и порядок их заполнения содержатся в тексте закона;
  • Признание или непризнание платежей расходами исключительно по типу платежа без отсылок к другим главам Налогового Кодекса и/или анализа обоснованности платежа и цен сделок;
  • Уплата налога на единый для налогоплательщика счет в федеральном казначействе. Распределение сумм налога по бюджетам и внебюджетным фондам осуществляется в соответствии с бюджетным и иным законодательством уполномоченными органами, без участия налогоплательщиков.

Принятие законопроекта позволит выйти из тени тем предприятиям, которые просто не могут себе позволить содержание бухгалтера и риски существования в действующей системе налогообложения. Радикальное упрощение учета и отчетности позволит направить ресурсы предприятий и государства на производительную деятельность, создать новый взаимовыгодный для государства и налогоплательщиков режим. В результате, уже в течение первого года применения нового режима, следует ожидать массового выхода предприятий из тени, роста деловой активности и существенного роста доходов бюджетов всех уровней. Причем не за счет предоставления налоговых льгот малым предприятиям, а за счет упразднения непроизводительных издержек на ведение учета и отчетности, всех иных издержек и рисков работы в действующей системе налогообложения, легализации доходов как предприятий, так и их работников.

Предлагаемые ставки налога (5% с выручки или 20% с результата хозяйственной деятельности) непринципиальны и могут быть изменены. Но, скорее всего, эти ставки максимизируют общие налоговые поступления, так как при их повышении начнется применение схем налогового планирования, и реальные ставки окажутся ниже предлагаемых.

27 май 2002