Информатика: подход к проблемам мегаотрасли

Обзор ситуации и перспективы (де)регулирования в рамках промышленной политики

 

v 0.99 / Составитель Отставнов

{1. Версия 1.0 можетбыть получена удалением примечаний, заключенных в фигурные скобки.

2. Самое изрядное терминологическое новшество "сохранение" информации вместо "хранения" (расшиваем коллизию со складским и т.п. "хранением" вещей и веществ.

3. Убраны некоторые подробности, требующие обсуждения в отдельных документах.

Вопрос о "специфике провайдинга" ("услуг подключения к сетям и инфраструктурам") также требует обсуждения в отдельном документе.}

Преамбула

Под "информатикой" в этой записке понимается совокупность отраслей хозяйства:

1) чье предметное содержание и коммерческий оборот связаны с обработкой, сохранением и передачей информации вне связи с закрепленностью этой информации на вещественных носителях;

2) чье предметное содержание и коммерческий оборот связаны с обработкой, сохранением и передачей информации, связанными с закрепленностью этой информации на вещественных носителях случайным образом;

3) чье предметное содержание и коммерческий оборот связаны с переработкой, хранением или транспортировкой вещей, в конечном итоге предназначенных быть элементами материальной инфраструктуры обработки, сохранения и передачи информации.

Информатика связана с тем, что традиционно считалось объективными эманациями души - литература, музыка, изобразительные искусства, мнения и пр. - составляющими продолжение души в том же смысле, в каком мир вещей является продолжением человеческого тела.

Этим информатика отличается не только от отраслей, связанных с добычей, собиранием, преобразованием, распределением и транспортировкой вещей, но и от науки, связанной с фактами духа. Информатика граничит с этими отраслями, захватывается ими и захватывает их, но их факты включаются в нее лишь постольку, поскольку подчинены фактам душевной жизни и функционализированы ими.

В течение долгого времени сфера эманаций души изучалась теологией и регулировалась религиозно-церковными институциями. И это наложило на нее отпечаток{Отпечаток воспроизводит (что естественно для всякого отпечатка) форму, но не содержание: если каждая порядочная церковь каким-то образом отвечает на вопрос о различении духов, то секты регуляторов, похоже, им даже не задаются. Не оспаривая сверхъестественное происхождение их доктрин, можно все же задуматься, действительно ли оно божественное, а не бесовское?}: как нигде, в этой сфере распространен доктринальный способ аргументации, развивающий тезисы, предположительно имеющие сверхъестественное происхождение, без всякой их рациональной (прежде всего, экономической) критики.

0.2 Таким образом, мегаотрасль поглощает (во всяком случае, в значительной части):

1) электронную промышленность (включая производство всякого рода "электроники" как промышленного, так и бытового назначения);

2) связь (с постепенным вытеснением аналоговой/канальной коммутации цифровой/пакетной), исключая почтовую транспортировку осязаемых объектов;

3) медиа-отрасль (включая редакционные процессы, издательское/типографское дело, аудиозапись, кинематографию и телевидение, издание программного обеспечения, книготорговлю и распространение электронных носителей, универсальные и специализированные библиотеки, архивы, центры научной информации и пропаганды, лектории) в той мере, в которой осязаемые носители заменяются на информационные массивы (даже частично производство и распространение печатной продукции, поскольку допечатные процессы и транспортировка из редакций в типографии уже развеществлена).

4) фрагменты других традиционных отраслей.

0.3 Общими для названных (суб)отраслей, поскольку они переходят к цифровым методам, являются:

1) их физическая основа (использование свойств электромагнитных полей для имитации поведения гипотетической "дискретной субстанции" (собственно "информации"), состояния которой могут воспроизводиться (в том числе, удаленно) без изменений);

2) стабильная (на протяжении десятилетий) тенденция к геометрически-прогрессивному росту производительности оборудования (т.н. "закон Мура") или, в другой интерпретации, к геометрически-прогрессивному снижению удельной стоимости сохранения, обработки и передачи информации;

3) тенденция к квадратичному росту полезности (ценности) формируемых таким оборудованием сетей при линейном росте их затрат (на абонента) (т.н. "эффект Меткалфа");

4) скорее сервисный (постиндустриальный), чем индустриально-производственный характер экономики, описывающей соответствующие деятельности.

Объединение указанных (суб)отраслей в единую мегаотрасль не означает, что у них нет собственных специфических проблем. Однако мы исходим из того, что такая специфика будет нивелироваться и ее значение будет продолжать снижаться на обозримом отрезке времени (по крайней мере, в течение еще нескольких десятилетий), зависимость соответствующих рынков (как взаимная эластичность, вызванная субститутивностью услуг, так и взаимная "подкачка", вызванная их комплиментарностью) будет расти. Особенно, если в этой сфере будет поддерживаться жесткая конкуренция.

Основной проблемой, относящейся к перечисленным в п. 0.2 традиционным отраслям, являются регуляторные барьеры (как введенные законодательно, так и, в особенности, поднимаемые самодеятельностью регуляторов), в то время, как технологический прогресс радикально снизил пороги технического вхождения в соответствующие деятельности и повысил их масштабируемость (т.е. создал условия для появления высококонкурентных массовых рынков). Ситуация усугубляется фактическим сращением ядра этих отраслей с регуляторами ("телеком-мафия", "медиа-мафия", "привилегированные импортеры" и т.п.).

0.4 Мегаотрасль, заданная в этих пределах, включит в себя:

  • производство оборудования и прокладку проводных сетей;
  • услуги передачи информации (данных);
  • услуги по порождению нового контента (включая программное обеспечение (написание, адаптацию и модификацию программ)) - авторство, исполнительство, программирование;
  • услуги тиражирования контента на осязаемых носителях - publishing;
  • услуги передачи контента - ISP;
  • услуги сохранения - IPP (и автоматического порождения - ASP) контента и предоставления доступа к нему в сетях;
  • услуги по поиску, сортировке и индексированию контента (включая программы);
  • услуги рейтинга и фильтрации контента по разным основаниям, включая защиту от вредоносного кода (антивирусы), "шума", проверку соответствия формальным или неформальным групповым или персональным информационным политикам (антиспам, политкорректность, партийная или конфессиональная адекватность и т.п.).

К ней также следует отнести структуры, порождаемые этими деятельностями, как осязаемые (накапливаемый парк оборудования, развернутые сети ...), так и неосязаемые (сформированные информационные массивы).

Ниже следует обзор ситуации и перспективы (де)регулирования в рамках промышленной политики.

1. Производственная сфера

Хотя ядро и суть мегаотрасли информации составляют услуги, их оказание и потребление требуют создания и использование продуктов индустриального производства: процессоров, воплощающих определенную вычислительную мощность, памяти, воплощающей способность сохранения информации, кабеля, воплощающего пропускную способность) способность ее передачи) и т.д.

1.1 Компьютерное оборудование

Спрос на вычислительную мощность (и объемы носителей) удовлетворяется на сегодня, в основном, посредством импорта. Собственное производство ограничивается опытным производством, производством изделий специального назначения (для оборонного и околооборонного использования), покомпонентной сборкой персональных компьютеров, производством отдельных комплектующих узлов (в основном, также специального назначения).

Возможности политики, направленной на смещение баланса в сторону увеличения собственного баланса, ограничиваются сегодня рамками принятых Россией международных тарифных обязательств.

Дополнительным инструментом поощрения производства являются преференции по госпоставкам и особая политика закупок для сфер специального применения, обусловленная сегодня, впрочем, скорее соображениями технической, чем экономической безопасности. Это само по себе неоднозначная мера, поскольку с неизбежностью увеличивает возможность регуляторного вмешательства на уроне исполнительной власти.

Инструментом поддержания конкурентности рынка является государственная и отраслевая стандартизация в сфере госзакупок. В настоящее время стандартизованы характеристики оборудования, относящиеся к возможности его эксплуатации в сетях (нижние уровни Государственного профиля стандартов взаимодействия открытых систем); на компьютерное оборудование также распространяются неспецифические стандарты, определяющие безопасность электроприборов, гигиенические требования и т.п. Стандартизация позволяет также пресечь злоупотребления исключительными правами со стороны их держателей.

Следует иметь в виду тенденцию к увеличению доли функциональности аппаратно-программных комплексов, реализуемой их программными компонентами. Эластичность рынков специализированного оборудования повышается за счет возможности замены его оборудованием общего назначения (рынок которого более конкурентен), работающим под управлением специализированных программ (разработанных в России или доступных свободно). В ряде сегментов такое частичное импортозамещение может привести к заметному изменению и/э баланса при одновременном незатратном (для бюджета) развитии национального рынка программного обеспечения.

1.2 Физическая коммуникационная инфраструктура в целом

Физическую коммуникационную инфраструктуру составляют универсальные или специализированные компьютеры, снабженные сетевыми интерфейсами, модемами, или радиоинтерфейсами (узлы) и соединяющие их линии электрической или оптической связи, либо открытый эфир (коммуникации).

Узлы связи являются, в сущности, специализированными компьютерами, и к ним относится все, сказанное в п. 1.1.

В совокупной стоимости разворачивания проводных сетей доля, соответсвующая цене материалов сопоставима с ценой выполнения работ, поэтому соотношение импорта и собственного производства имеет вполовину меньшее значение, чем на рынке компьютерного оборудования. Спецификой проводных коммуникаций является их недвижимый характер; вопросы их эффективного разворачивания, эксплуатации и модернизации часто связаны с вопросами владения и пользования земельными участками и застройками, через которые они прокладываются.

Регуляторное бремя разворачивания и эксплуатации проводных сетей на сегодня чудовищно. Лицу, собирающемуся войти в этот бизнес, необходимо собрать целую коллекцию (около десятка) лицензий и иных разрешительных документов от органов, относящихся к шести министерствам и ведомствам. Осмысленность большинства из этих регуляторных мер в большинстве ситуаций крайне сомнительна.

Неудивительно, что лишь в нескольких крупных городах этот барьер преодолевает достаточное для складывания конкурентного рынка количество лиц.

По отношению к проводным сетям существенны:

  •  слияние технологий аналоговых и цифровых телекоммуникаций;
  •  быстрое снижение удельной стоимости пропускной способности линий связи;
  •  быстрое снижение удельной стоимости коммутации.

Коммуникации в открытом эфире связаны с вопросами его зонирования и модели распределения диапазонов (см. ниже п. 2.2).

1.3 "Последний фурлонг"

"Последний фурлонг" - линии и сети, как правило продернутые в здании - неделимом объекте недвижимости

Право протягивать последний фурлонг (и обладать составляющими его материальными объектами), запрещать или разрешать протягивать его через свою территорию должно принадлежать владельцу строения (с учетом сервитутов). Нет никаких принципиальных препятствий в конкуренции присоединения последнего фурлонга к последней миле городских сетей.

1.4 Последняя миля

Последняя миля - это кабель от здания к точке коммутации. Право протягивать (и обладать им), запрещать или разрешать его через свою территорию должно принадлежать владельцу земли (с учетом сервитутов).

Если владельцем является муниципалитет (а это большинство случаев сегодня), его право запрещать другим лицам протягивать последнюю милю должно быть жестоко ограничено - это не регулирование бизнесов, это ограничение полномочий (местной) власти.

1.5 Местные сети

Нет никаких препятствий к разворачиванию конкурирующих местных сетей. Вопрос связности обсуждается ниже.

1.6 Линии дальней связи

Локальный монополизм на услуги дальней связи является временным явлением, созданным и поддерживаемым государством в лице отраслевого регулятора. Путь решения проблемы монополизма - в поощрении конкуренции.

Модернизация законодательства должно направляться в эту сторону, вплоть до полного устранения отраслевого регулирования. Следует развивать конкурентное законодательство, предусматривающее антимонопольные меры, а не "антимонопольное законодательство".

Регуляторные ограничения не должны распространяться на новых ("альтернативных", в терминологии американского Акта о телекоммуникациях 1996 г.) операторов, а в отношении к старым ("традиционным") должны сниматься немедленно по факту складывания в местности реальной конкуренции.

1.7 Связность, "взаимоувязанность" и "взаиморазвязанность"

Стопором дерегулирования связи в России до сих пор служит концепция "взаимоувязанной сети связи" ("единой сети связи"). Эта концепция абсолютизирует несомненное, но частное и конкурирующее с другими потребительское благо - связность сетей.

"Взаиморазвязанные" сети Интернет (и прочие компьютерные сети) на практике обнаруживают лучшую связность, чем "взаимоувязанная сеть связи РФ".

Стратегически лучшим средством обеспечить связность сетей является предоставление права (коммерческого) шлюзования третьим лицам.

1.8 "Универсальное обслуживание" и тарифы

Удержание тарифов на местную телефонию (и принудительная плоская тарификация) представляет собой безадресную дотацию. Она в массовом порядке потребляется не теми, кто нуждается в дотации. 

Отрасль компенсирует низкие тарифы на местную телефонию задранными тарифами на подключение, на услуги дальней связи, на дополнительные услуги, поборами за неоказываемые услуги, очередями на подключение, сохраняющимися в ряде городов и районов.

Социальная защита должна быть адресной, дотации должны проходить через бюджет. В этом случае проблема адресных дотаций и социальной защиты рассматривается в рамках мегаотраслей финансы и жизнеобеспечение и не имеет прямого отношения к бизнесам в информатике.

Реальное (а не декларируемое) универсальное обслуживание (общедоступность услуг связи) начнется тогда, когда будет в избытке свободно и многообразно торгуемая пропускная способность и коммутация (см. выше 1.3).

2. Cервисная сфера: Связь и вещание (массовая информация) снаружи

2.1. Традиционный регуляторный подход к услугам по передаче информации базируется на достаточно четком разграничении сферы массовой информации (вещания) и частной информации (связи). Разграничение это базируется на двух основаниях.

Во-первых, с этими сферами ассоциируются различные ценности и различные гражданские права и свободы. Говоря о массовой информации, мы прежде всего имеем в виду свободу слова и конкурентность мнений, ее обеспечивающих, отсутствие политической цензуры, доступность информации максимально широкой группе лиц, право граждан на информированность в общественно значимых вопросах.

Говоря о связи, мы прежде всего озабочены гарантиями прав на тайну личной жизни, тайну частной и коммерческой переписки.

Во-вторых, технологии доцифровой эпохи, обеспечивающие эти две сферы, существенно различались. Телевидение используется для массовой информации, а телефон - для связи, но не наоборот. Роль такого института связи, как почта, в распространении печатных СМИ важна, но вторична (почта относится к мегаотрасли транспорта, и выведена из анализа в этой главе). Радио используется как для вещания, так и для связи, но диапазоны разделены.

Цифровые технологии сметают вторую группу различий (слияние технологий). Одни и те же сети Интернет используются как для вещания (например, общедоступные страницы Web), так и для связи (например, электронная почта), при этом характер предоставляемых третьей стороной услуг один и тот же (передача одинаковых пакетов).

Однако первая группа различий остается; более того, проблемы обеспечения соответствующих прав и свобод даже, в некотором смысле, обостряются. Стратегическим путем выхода из этого противоречия является обеспечение реализации декларированных свобод не регуляторными мерами, а развитием рынков соответствующих услуг (см. п.8.3).

Все большее значение приобретает различие не между вещанием и связью, а между запрошенной и навязанной коммуникацией. В каналах, традиционных для связи, увеличивается объем навязанной коммуникацией, традиционно ассоциировавшаяся с вещанием, а развитие рынка традиционно вещательных услуг снижает проблему загрязнения вещательных каналов навязчивыми сообщениями.

Кроме того, возникает промежуточное между связью и вещанием приложение информационных технологий: "узковещание", групповая коммуникация.

2.2 Существенным "естественно" ограниченным ресурсом телекоммуникации, следующим из уровня технологий, является частотная емкость открытого эфира.

Существующим общепринятым регуляторным механизмом является национализация частотного спектра, его зонирование и продажа (или иное распределение) лицензий на временное использование диапазонов.

Однако частотная емкость ограничена лишь текущим уровнем техники, который сам зависит от интенсивности рыночных процессов.

Альтернативой распределению (лицензированию) является превращение права использования диапазонов в торгуемый на вторичном рынке ресурс.

Методами преодоления ограниченности являются:

  • совершенствование технологий;
  • снижение радиуса вещания (местная радиотрансляция; сотовая и транковая связь);
  • структурирование эфира посредством направленной передачи и замены открытого эфира электропроводными и оптико-кабельными коммуникациями.

Разумная государственная политика заключается в стимулировании использования технологий, позволяющих преодолеть эту ограниченность. Государство, создав конкурентное законодательство, должно выйти из участия в бизнесах-игроках на этом рынке.

2.3 Существенными "искусственно" (организационно-технологически) ограниченными ресурсами являются емкости национальной (или глобальной) энумерации и именования ресурсов (телефонных номеров, IP-адресов, URL). Существующие пространства имен, хотя и ограничены в меньшей степени, чем номеров, конфликтуют (в части подпространства привлекательных имен) с другими пространствами именования, в частности, торговыми знаками и прочими индивидуализирующими наименованиями, что уже вызвало ряд неприятных эффектов (см. ниже обсуждение проблем "исключительных прав").

3. Сервисная сфера. Связь/вещание изнутри. Коммутация и сохранение

"Изнутри" сервисная сфера связи/вещания представляет собой совокупность услуг, накладываемых на существующую физическую инфраструктуру сети.

3.1 Услуги коммутации задают логическую структуру сетей. Она может совпадать или отличаться от физической. Она может задаваться на разном уровне "слоеного пирога" модели сетевого взаимодействия: вплоть до образования наложенных сетей, никак структурно не связанных с низлежащими и зависящих от них только в плане количественных требований. В частности, поверх сети публичного доступа может быть развернута частная сеть (и наоборот, сеть публичного доступа может быть развернута поверх частных сетей).

Услуги коммутации и шлюзования, предлагаемые как отдельная коммерческая услуга, открывают возможность для создания новых типов сетей, что повышает эластичность существующих сегментов рынка и снижает барьеры для вхождения на него.

В частности:

  • документальность единиц и массивов информации обеспечивается реализацией определенных протоколов взаимодействия сторон. Соответствующие сервисы накладываются на сети связи и независимы в своем специфическом функционировании от них;
  • конфиденциальность коммуникации обеспечивается реализацией определенных протоколов взаимодействия сторон. Соответствующие сервисы накладываются на сети связи и независимы в своем специфическом функционировании от них.

Необходимо снятие ограничений на тип данных, передаваемых по сетям (дезонирование). Меди безразлично, связываются по ней телефоны или модемы. По оптоволокну в большинстве случаев передаются вполне гомогенные пакеты.

3.3. Шлюзование является частным случаем коммутации.

Необходима свобода предоставления услуг шлюзования (обеспечения связности как однородных, так и разнородных сетей).

3.4 Услуги передачи данных неотличимы от услуг "предоставления доступа" постольку, поскольку логическая структура сети известна.

Необходима отмена ограничений на перепродажу пропускной способности абонентами сетей друг другу и третьим лицам (идеал "сетей без провайдеров", видимо, недостижим, однако возможно достаточно близкое к нему приближение).

3.5 Услуги сохранения позволяют добавить к структуре сетей временнОе измерение, организовав задержку и/или сокращение (устранение повторов) коммутации.

Параметры сохранения и распределение рисков их нарушения должно определяться контрактом с владельцем или распорядителем соответствующих информационных емкостей. Последний должен быть избавлен от обязательств, связанных с содержанием сохраняемого, точно так же, как владелец или распорядитель линии (сети) связи избавлен от обязательств, связанных с содержанием передаваемого.

3.6 Никаких оснований выделять "услуги телематики" в отдельную категорию нет, это просто удаленное временное сохранение данных (личного архива, общедоступного или ограниченного доступа сайта, почтового ящика) как субститут (замена) услуг связи (позволяющая обойтись "последней милей" с меньшей пропускной способностью и/или коммутируемой) и/или приобретения носителей.

3.7 Возможно, следует выделить в отдельную категорию прикладные сервисы, добавляющие существенную специфическую функциональность (а не просто интерфейсы) к сохраняемым данным. В нее попадут не только операторы, позиционирующиеся как ASP, но и: поисковые системы, системы рейтингования и фильтрации (по любым основаниям) и пр. Последний должен быть избавлен от обязательств, связанных с содержанием обрабатываемого.

3.8 Частные проблемы, связанные с содержанием, должны решаться частными, по преимуществу, способами. За последнее время накопилась масса (псевдо)проблем, служащих предлогами для призывов к государственной интервенции, например "спам", "вредоносный код" ("вирусы", "черви", "троянцы"), "пристойность". Государственная интервенция снижает стимулы к ненасильственному их разрешению.

4. Сервисная сфера. Информационные услуги и "исключительные права" на абстрактные объекты

Абстрактный объект является фактом душевной жизни, либо усмотренным духовным фактом. Абстрактный объект - не вещь, и не услуга. Использование его не эксклюзивно в смысле эксклюзивности пользования вещью и, в этом смысле, не подчиняется экономическим закономерностям. Однако создание (модификация) абстрактных объектов, их тиражирование и передача на расстояние - обычные услуги, и должны рассматриваться как потенциально коммерческие.

4.1 За последние пятьсот лет широко распространилось суеверие, согласно которому лицо, занятое созданием и модификацией абстрактных объектов (композитор, программист, поэт, селикционер, писатель, изобретатель, художник...), не получило бы "справедливого" вознаграждения, продавая свои услуги на открытом рынке.

(Вполне подобно тому, как коммунисты начали с того, что объявили "несправедливой" (слижком низкой) цену рабочей силы, складывающуюся на свободном рынке, а нацисты - с того, что посчитали "несправедливой" (слишком большой) долю национальной собственности, приходящуюся на евреев).

Сегодняшнее законодательство об "исключительных имущественных правах", воздвигая фиктивный рынок таких "прав" (по существу, привилегий), сметает (или, во всяком случае, значительно искажает) соответствующие секторы реального рынка рабочей силы и рынка услуг.

Обслуживание фиктивного рынка "исключительных прав", вводимого предоставляемой государством монополией, приводит к непродуктивным и даже контрпродуктивным затратам (неоптимальное размещение производства при тиражировании, необходимость учета и контроля этих "прав", правопринуждение), необоснованно ограничивает права собственности владельцев как пущенных в оборот экземпляров произведений (изделий, воплощающих изобретения, живых существ, воплощающих селекционные и генно-инженерные достижения...), так и материальных средств манипуляции абстрактными объектами. Вполне реальная экономика рынков рабочей силы и услуг превращается в игру с отрицательной суммой результатов.

4.2 Характер и масштабы ущерба, наносимого обществу и бизнесу ограничениями, устанавливаемыми законодательством об "исключительных правах", разнородны, поскольку разнородно само это законодательство.

4.3 Этот предрассудок (в своей крайней, фундаменталистской форме выливающийся в идеологию "интеллектуальной собственности"), в силу продолжительности своего существования в общественном сознании, изживаться будет медленно. Тем более, что его основным проводником сегодня являются государства, пытающиеся обратить его себе на глобально-экономическую пользу, взимая дань со стран, по какой-либо причине отставших в техническом развитии в последние века (вне зависимости от того, сколь велик был вклад их представителей в общий пул интеллектуальных достижений человечества в прошлом).

4.4 Однако уже сегодня (на протяжении следующих нескольких лет) можно продвигать:

  • безусловный запрет на изобретение новых "исключительных прав", подведение под существующие категории "исключительных прав" новых сущностей, продление срока действия "исключительных прав";
  • постепенное сокращение срока действия "исключительных прав";
  • последовательное развитие института "свободного использования" (fair use), ограничивающего "исключительные права", в частности, отмена всех остающихся правомочий запрещения некоммерческого использования, отчислений за некоммерческое воспроизведение абстрактных объектов;
  • последовательное развитие института исчерпания прав с выпуском произведения в оборот, ограничивающего "исключительные права", в частности, отмена правомочия коммерческого проката;
  • последовательное развитие института неотчуждаемых личных (неимущественных) прав, способствующего развитию рынка рабочей силы творческих специальностей (рынка креативности);
  • введение института отзыва "исключительных прав" при злоупотреблении ими ("патентные засады" и "патентные зонтики", утаивание информации, необходимой для обеспечения совместимости программного обеспечения и оборудования и т.п.);
  • декриминализация нарушений "исключительных прав" и ограничение способов их защиты гражданско-правовыми механизмами, криминализация злоупотреблений "исключительными правами";
  • "пиратов в законе" (монопольные ассоциации "коллективного управления авторскими правами") --- на рею;
  • поощрение "свободных интеллектуальных зон", образуемых правообладателями, вернувшими "исключительные имущественные права" интеллектуальному обществу;
  • свободное лицензирование "исключительных имущественных прав", принадлежащих государству или возникающих в связи с государственным заказом и деятельностью государственных учреждений (бюджетным финансированием) для создания свободных производных произведений (с параллельным коммерческим лицензированием для несвободного использования).
  • распространение юрисдикции РФ на случаи политической и экономической цензуры и дискриминации в связи с идеологией "интеллектуальной собственности" по отношению к ее гражданам и юр. лицам за рубежом.

4.5 По всей видимости, моделью и прототипом свободного интеллектуального рынка (хотя и искаженного нерыночной средой) будут служить упомянутые "свободные интеллектуальные зоны" (на сегодня существует лишь один масштабный пример такой "зоны" - сообщество свободного программного обеспечения, уже продемонстрировавшее свой потенциал, в частности, обеспечив быстрое и беспроблемное разворачивание сетей Интернет во всем мире). Их успех (деловой и коммерческий, культурный, нравственный) - лучший аргумент для преодоления предрассудка "исключительных имущественных прав" на абстрактные объекты.

5. Первоочередные меры по развитию отрасли "информатики"

  • Мораторий на дополнительное регулирование, поднимающее барьер входа на рынки новых игроков.
  • Комплекс законодательных мер по ограничению сдерживающих рынок информационных услуг "исключительных имущественных прав".
  • Комплекс законодательных мер по снижению лицензионных и сертификационных барьеров.
  • Изучение мирового опыта демонополизации сферы телекоммуникации (разукрупнение AT&T, подходы к демонополизации телекома в странах ЕС), а также (что не менее важно) особенностей складывания национальных и региональных инфраструктур связи в странах, где оно совпало с "цифровой революцией" в технологиях.

23 июнь 2002

Связь и информационная политика