Либерализация международных авиаперевозок в Индии.

В Индии было объявлено о существенном прогрессе в деле либерализации международных авиаперевозок: правда, пока ограничения сняты только частично и это касается только стран-участников ASEAN и SAARC). Однако, дальнейшая либерализация не за горами.

11 декабря 2003 года Индия объявила о большой либерализации в авиаперевозках. Частные индийские авиакомпании теперь смогут летать в 7 стран-участников Южно-Азиатской ассоциации по региональному сотрудничеству (South Asian Association for Regional Cooperation, SAARC), а кроме того, иностранные авиакомпании из 10 стран АСЕАН смогут совершать полеты в Индию. Между тем, государственный комитет по реформе гражданской авиации рекомендовал продолжить курс на экономическую либерализацию, частично сняв ограничения на владения зарубежными лицами долей в индийских авиакомпаниях (создав, однако барьер в 49%) и рассмотреть вопрос о приватизации государственных авиакомпаний.

Десятилетиями до этого, количество рейсов иностранных авиакомпаний было строго ограничено – чтобы защитить от конкуренции государственные авиакомпании Air India и Indian Airlines. Решение либерализовать авиаперевозки пришло вслед за пониманием того, что государственные авиакомпании не способны поспевать за притоком туристов. Экономика Индии демонстрирует впечатляющие темпы роста ВВП (до 7% в прошлом году), количество туристов выросло на 20%, причем выезжающих даже больше, чем въезжающих. Все большее и большее число компаний переносят свои производства в Индию. Индийская экономика становится все более и более открытой, а открытая экономика требует открытой транспортной системы.

«Мы продолжим поддерживать [государственные авиакомпании], но им придется приготовиться к конкуренции при все более и более открытом экономическом режиме» - говорит Раджив Пратап Руди (Rajeev Pratap Rudy), министр гражданской авиации.

Одной из первых стран, с которыми частные компании планируют начать авиасообщение является королевство Непал, северный сосед Индии. Негосударственные Air Sahara и Jet Airways уже на этой неделе собираются объявить о дате начала полетов. В настоящее время, со стороны Индии в Непал летают Indian Airlines, а со стороны Непала - Royal Nepal Airlines. Однако из-за неудовлетворительного технического состояния двух самолетов непальской авиакомпании, фактически летает только Indian Airlines. Это приводит к дефициту билетов, которые могут наблюдать все путешествующие в Непал – а большая часть из них летит через Индию. Таким образом, либерализация авиасообщений поможет одной стране заработать больше денег на туризме, а другой – на транзите. Выигрывают все – кроме, похоже, государственных авиакомпаний.

Им остается только одно: жаловаться на нечестные условия конкуренции. Действительно, в отличие от частных компаний, госкомпании нагружены уймой социальных обязательств и дополнительного регулирования. «У нас есть 49.5-процентная квота на набор персонала из определенной касты или определенной народности, а также прочие устаревшие классовые критерии набора персонала. Это ключевая причина неэффективности и низкого качества услуг. Частные авиакомпании, в отличие от государственных, заключают трудовые договора только на основании контрактов и выгоды.» - говорит неназванный высокопоставленный сотрудник Indian Airlines. Помимо этого, за государственные авиакомпании регулярно проверяет местная Счетная палата (Controller & Auditor General, CAG) и Центральная комиссия по бдительности (Central Vigilance Commission, CVC).

Все это оставляет немного пространства для маневра, свободы принятия решений и проведении в жизнь выбранной стратегии развития. Любой план расширения требует прохождения сложного процесса одобрения, и даже речи не может идти о том, чтобы подписать контракт прямо на авиашоу на наиболее выгодных условиях. Действительно, в такой ситуации для государственных авиакомпаний остается мало надежд на «честную конкуренцию». Видимо, индийскому правительству еще предстоит задуматься о том, так ли уж на самом деле нужны две государственные авиакомпании. Может, со временем удастся обойтись одной? А может, и вовсе без них?

16 декабрь 2003