Видеонаблюдение на марше: за и против.
Журнал Metro Magazine публикует обзорную статья о системах видеонаблюдения в общественном транспорте.
Транспортный журнал Metro Magazine 10 декабря 2003 года публикует обзорную статью о набирающих популярность системах видеонаблюдения в общественном транспорте. В статье кратко рассматриваются те достоинства и недостатки современных систем наблюдения, о которых было бы неплохо подумать каждой компании, перед принятием решения об их установке.
Системы видеонаблюдения действительно набирают популярность. Они все шире используются для наблюдения за коммуникацией между водителем и пассажиром, поимки вандалов и разбирательстве в спорных судебных исках. Производители систем говорят, что за два последних года их продажи выросли больше, чем когда бы то ни было. Одна из причин – события 11 сентября, однако сами производители говорят, что основная причина – рост качества и снижение цен. Видеонаблюдение в самом деле начинают окупаться.
Системы становятся все более и более сложными и «навороченными», они начинают использовать системы геопозиционирования, способны передавать сигнал на большие расстояния (например, в монитор патрульной полицейской машины), позволяют получать все лучшее качество съемки и сохранять иную информацию, кроме визуальной. Польза от них очевидна и кажется, они будут и дальше множиться.
Взвесив все за и против, агентство Майами-Дэйд Транзит (Miami-Dade Transit) установило на 400 из 732 своих автобусов камеры видеонаблюдения и продолжает устанавливать их на каждый новый автобус. И.о. генерального директора компании, Деррик Гордон (Derrick Gordon), говорит, что система была куплена для защиты водителей, но оказалась полезной и в других случаях. В то же время, нельзя сказать, чтобы все шло так уж гладко. Например, водители начинают жаловаться на то, что камеры используются не столько для наблюдения за пассажирами, сколько для наблюдения за ними.
Алдо Фуэнтес (Aldo Fuentes), водитель с 15-летним стажем вступил в спор с грубым пассажиром – их разговор был записан системой видеонаблюдения, в результате чего инцидент стал предметом рассмотрения менеджмента компании. Теперь, Фуэнтеса, возможно, ожидают санкции. «Эти камеры, по-моему, установлены, по крайней мере в некоторых компаниях, для того, чтобы следить за привычками и поведением водителя. Должно ли относиться к водителю как к человеку, или его нужно постоянно проклинать и следить за ним?» - риторически вопрошает Фуэнтес. Представители менеджмента, однако, замечают, что целый ряд профессий (например, банковские клерки) уже давно работают под постоянным видеонаблюдением и если им это и сильно мешает, то они в любой момент вольны найти другую работу.
Еще одна проблема, как правило вызывающая озабоченность менеджмента – необходимость в дополнительном персонале, чтобы обслуживать камеры. За последние два года, правда, произошел огромный прогресс и в этом направлении. Разнообразные возможности, такие как установка специальных маркеров на записях позволяют легко находить нужные моменты без утомительной перемотки. Беспроводные сети позволяют избавиться от необходимости каждый раз подключать автобус к компьютеру. И забудьте про пленки – никто давно уже ими не пользуется. Все видеокамеры – цифровые.
Региональный отдел транспорта Денвера (Техас) пользуется услугами техника службы безопасности, чтобы находить и просматривать записи с инцидентами. Просматриваются только те файлы, на которых есть что-то, приведшее к специальному обращению пассажира или водителя. Другие компании, такие как MetroLINK из Рок Айленда (Иллинойс) также иногда просматривают случайные записи, просто чтобы понимать, какова обычная обстановка в автобусах в то или иное время. В их автобусах 4 камеры внутри и еще одна – снаружи.
Компания TVSS утверждает, что компании могут сэкономить деньги на установке систем видеонаблюдения: пассажиры намного реже обращаются в суд зная, что любую их информацию можно проверить. «Один из наших клиентов утверждает, что они экономят до миллиона в год и наблюдают снижение административной нагрузки» - говорит представитель компании. Некоторые компании, не имея денег на покупку системы, устанавливают макеты камер, однако такая политика может быть эффективна только если хотя бы часть камер работает. Кроме того, по законам большинства штатов нельзя предупреждать о ведении видеонаблюдения, если оно на самом деле не ведется.
Самые важные характеристики системы видеонаблюдения – объем жесткого диска для хранения видеоинформации и количество кадров в секунду (frame rate), которое способна фиксировать камера. Большая часть камер на рынке фиксирует 5-20 кадров в секунду. Некоторые способны ограниченное время работать в режиме до 30 кадров в секунду. С низким количеством кадров иногда получается недостаточно информации, чтобы отследить весь инцидент. Также важно время, в течение которого хранится информация, прежде чем затрется новой: иногда о происшествии узнаешь только через пять-шесть дней. Особенно критично это для случаев, которые могут потенциально стать предметом судебного разбирательства.
Однако, при этом возникает конфликт между соображениями общественной безопасности и соображениями защиты личной информации (privacy). Американский союз гражданских свобод (American Civil Liberties Union) весьма резко высказывается против камер в общественных местах, поскольку граждане часто не проинформированы о факте ведения съемки, а даже если предупреждающие надписи и есть, то они слишком малы и часто остаются незамеченными. Еще большие проблемы возникают с записью аудио-информации – опасаясь судебных исков, большая часть компаний не записывают аудио до того момента, как инцидент начинает происходить. При этом, исков относительно записи видео пока никто не подавал и юристы весьма скептически настроены относительно перспектив таких исков. Действительно, странно ожидать тайны личной жизни в общественном месте, где вас и так видят окружающие.