«Бесплатные» автобусы обходятся в миллионы фунтов.

Поэтому их решили отменить. В Великобритании стартует программа по постепенному отказу от предоставления бесплатных школьных автобусов.

Как сообщает 16 ноября 2003 года BBC, в Великобритании начинаются общественные дебаты по вопросу об отмене обязательного предоставления бесплатных школьных автобусов со стороны местных властей. Накануне о планах начать пилотные проекты по предоставлению платных сервисов такого рода заявил представитель британского правительства.

Еще с 1944 года местные власти, согласно Закону «Об образовании» (Education act) были обязаны предоставить всем детям, живущим на расстоянии трех миль и более от дома бесплатный транспорт до школы (или две мили, если ребенок младше 8 лет). Согласно планам британского правительства, 20 местных органов власти приглашаются принять участие в пилотной программе, которая позволит им постепенно начать предоставление тех же услуг на платной основе – или не предоставлять их вообще. Через три года правительство собирается произвести оценку результатов и, возможно, разрешить другим местным властям последовать за пионерами.

«Бесплатные» школьные автобусы на самом деле далеко не бесплатны: они стоят налогоплательщикам миллионы фунтов ежегодно. В одной только северо-восточной Англии (в которой, собственно, и начинается эксперимент), бесплатные автобусы перевозят каждый день 66 тысяч детей, что обходится в 45.5 миллионов фунтов. Интересно, что зависимость числа учеников от стоимости совершенно не пропорциональна:

Кабриа – 15,0000 учеников – 11.2 миллиона
Дурхэм – 20,000 учеников – 10 миллионов
Нортумберланд – 11,000 учеников – 8.3 миллионов
Северный Йоркшир – 20,000 учеников – 16 миллионов

В теории, местные власти могли бы просто отменить бесплатные автобусы. Однако на деле все не так просто – это вызовет волну негодования и вряд ли поднимет популярность правительства, даже с учетом налоговых послаблений, которые за этим последуют. С помощью реформы правительство пытается главным образом заставить платить платежеспособных родителей – поскольку бесплатная система на самом деле просто раздает общественные субсидии тем, кто в них не нуждается. Один из пунктов, которые пытаются проверить реформаторы: будет ли работать система, когда бесплатными автобусами смогут пользоваться только дети из действительно бедных семей.

Согласно условиям проекта, местные советы, которые отменяют бесплатные автобусы, обязаны убедиться в том, что для детей доступны другие, платные сервисы. Правда, только в пределах одной мили от школы. В городе это условие не вызовет никаких проблем, там масса коммерческих автобусов, однако если взять сельскую местность – выбора может не оказаться. Это значит, что местному совету придется оказывать такие услуги – хотя уже и на платной основе.

Очевидно, что правительство лейбористов пытается реформировать бесплатные перевозки, максимально смягчив социальные последствия таких реформ – что ж, это можно только приветствовать. Остается пожелать, чтобы реформаторы не отходили от своей основной цели: все-таки облегчить бремя для налогоплательщиков, а не увеличить его.

16 декабрь 2003