Героическое плавание «Героев Севастополя».

Испания запретила вход в свою 200-мильную зону российскому танкеру, опасаясь повторения катастрофы «Престижа» - хотя на этот раз для этого нет никаких оснований. Судовладельцы возмущены: Испания ожидает от других соблюдения морских конвенций, но сама почему-то их предпочитает игнорировать.

17 декабря 2003 года российский танкер «Герои Севастополя», зафрахтованый одной из компаний японского конгломерата Mitsui, благополучно прошел миновал Испанию, которая под угрозой применения силы не пустила его в свою исключительную экономическую зону. Внимание газет приковано к этому танкеру потому, что он является практически точной копией танкера Prestige, путешествовавшего по тому же маршруту и развалившегося у берегов Испании в ноябре прошлого года. В результате 63,000 тысяч тонн мазута вылилось в море, нанеся большой ущерб прибрежной территории испанской области Галисия.

«Герои Севастополя» - однокорпусный танкер, принадлежащий российской компании Новошип, он следует из Вентспилса (Латвия) в Сингапур с грузом в 50,000 тонн мазута. Фрахтовщик – компания Westport Petroleum, зарегистрированная в Калифорнии, 100% дочерняя компания японской Mitsui & Co. Сингапурские власти, подтвердили, что «отнесутся к танкеру также как и к любому другому кораблю, прибывающему в Сингапур и что точно также как любой другой корабль он может быть проинспектирован».

Евросоюз, членом которого является Испания, не так давно запретил однокорпусные танкеры, однако, согласно международному праву, запрет касается только права швартоваться в портах и не может касаться 200-мильной зоны - по крайней мере до тех пор, пока такой же запрет не принят на уровне Международной морской организации (IMO). Евросоюз призвал Латвию – кандидата в члены союза, последовать примеру и как можно скорее присоединиться к запрету. Но латвийские власти пока не торопятся, понимая, что для них это будет означать потерю денег.

Представители Международной ассоциации независимых владельцев танкеров (International Association of Independent Tanker Owners, Intertanko), членом которой является Новошип, ранее неоднократно заявляли, что «однокорпусный - не значит ниже стандарта». В то же время, они подтверждают, что вскоре многие страны, включая и азиатские, могут присоединиться к запрету.

Танкер «Герои Севастополя» был построен 24 года назад и, очевидно, доживает свои последние годы. Но не смотря на почтенный возраст, танкер в прекрасном состоянии. Тщательнейшая инспекция Европейского агентства международной безопасности (European Maritime Safety Agency, Emsa), состоящая из представителей Франции, Дании, Великобритании и даже самой Испании, проведенная незадолго до отправки из Вентспилса, не смогла выявить ничего такого, что могло бы задержать отправление танкера. Аналогичная проверка была проведена в июле 2003 года в Нидерландах, а в апреле – в США. Все они выявили только незначительные недостатки. Более того, за последние 5 лет танкер прошел 14 различных инспекций – то есть примерно по три в год.

Несмотря на все это, испанское правительство на весь мир объявило о решимости не пускать танкер в свою исключительную экономическую зону (200-мильная зона у побережья), хотя такое решение полностью противоречит взятым на себя самой же Испанией обязательствам в рамках конвенций IMO и ООН. Хосе Луис Лопес Сорс (Jose Luis Lopez Sors), генеральный директор испанского Морского директората, объявил плавание «Героев Севастополя» «безумством». В ответ, российский капитан благоразумно решил не спорить и заранее проинформировал испанские власти, что танкер не будет входить в испанские воды, изменив маршрут. В итоге танкер пройдет через мыс Доброй Надежды вместо Суэцкого канала, как ранее планировалось. Путь через Суэцкий канал лежит через Гибралтар, а это – испанская зона.

Представители Intertanko с негодованием комментируют угрозы Испании. «Это фундаментальное право навигации – проходить через исключительные экономические зоны. Это международные воды, а не территориальные. Насколько мы можем судить, это беспрецедентно. Государства не соблюдают конвенции, которые они же сами и подписали. По нашему мнению, соблюдать договор должна не только регулируемая сторона, но регуляторы тоже» - говорит г-н Фосетт-Элис (Fawcett-Ellis), юрист Intertanko.

Более того, это уже не первый раз, когда подобные случаи происходят. Ранее в этом году Франция и Испания уже посылали военные корабли, чтобы предотвратить попадание в свои экономические зоны «нежелательных» коммерческих кораблей. Норвегия даже направляла Испании дипломатическую ноту по этому поводу. Вряд ли Латвия решится на направление дипломатических нот в преддверии вступления в Евросоюз, однако тенденция не может ни настораживать. Создается такое ощущение, что международные законы писаны только для судовладельцев и фрахтовщиков, но не для государств, которые эти самые законы принимали.

18 декабрь 2003