Boeing делает очередной ход.
После 10 лет перерыва, Boeing собирается вывести на рынок новый лайнер средней грузоподъемности. Таким образом, компания делает ставку на прямые полеты между городами, в то время как ее конкурент Airbus – на полеты с пересадками на хабах. От того, кто победит в этой войне, во многом зависит будущее гражданской авиации.
15 декабря 2003 года, за день до 100-летней годовщины исторического полета братьев Райт, совет директоров американской корпорации Boeing одобрил решение о производстве нового пассажирского самолета среднего размера Boeing 7E7, уже получившего маркетинговое имя Dreamliner – «лайнер мечты». Аналитики рассматривают это как очередной виток в конкурентном противостоянии между Boeing и французским Airbus, беспощадной войне, которую Boeing в этом году проигрывает.
Заказов на новый самолет пока нет – собственно, основная цель такого объявления как раз заверить потенциальных покупателей, что несмотря на громадные риски производство все-таки будет начато. Стоимость полного цикла постановки 7E7 на поток, от начала разработки до сборки первого самолета оценивается в 7 миллиардов долларов. По мере поступления заказов, сборочные процессы начнутся в 2006 году, а первый самолет поднимется в воздух в 2007, а в коммерческую эксплуатацию он пойдет в 2008. Менеджмент Boeing ожидает, что в следующие 20 лет удастся продать 3,500 самолетов на сумму в 400 миллиардов долларов. Треть новых лайнеров планируется продать в Китае и странах юго-восточной Азии.
Сборочный завод будет построен в городе Эверетт (штат Вашингтон), крылья и некоторые части фюзеляжа будут поставлены японскими компаниями. Фактически, если принять во внимание все многочисленные составляющие самолета, его будут собирать всем миром. Boeing уже объявил о намерении сотрудничать с австралийском Hawker de Havilland, японскими Fuji Heavy Industries, Kawasaki Heavy Industries и Mitsubishi Heavy Industries, а также Alenia Aeronautica в Италии.
Вашингтон – родной штат для Boeing, именно здесь в 1916 году лесоруб Билл Боинг основал компанию в своем лодочном сарае. Два года назад компания перенесла свою штаб-квартиру из Чикаго в Сиэттл из-за предложенных тамошними законодателями налоговых поблажек, однако на этот раз сенаторы от Вашингтона решили побороться за бизнес. В июне этого года штат Вашингтон пообещал компании суммарное снижение налогов на 3 миллиарда долларов в следующие 20 лет – тем самым, далеко опередив конкурирующие предложения от Калифорнии, Алабамы, Мичигана и Техаса (всего 25 штатов участвовали в этой гонке по снижению налогов).
«Пусть это стане сообщением для всех остальных компаний, что Вашингтон – хорошее место для бизнеса» - говорит сенатор от штата Пэтти Мюррэй (Patty Murray). В результате принятого Boeing решения, в штате уже в ближайшее время появятся как минимум 1,200 новых рабочих мест, а к 2015 году их количество может достигнуть 17,300.
Новый 7E7 должен существенно поправить дела компании, которая начала в этом году сдавать свои позиции. Правда, состояние конкурента - Airbus, не многим лучше, всему виной спад в индустрии авиаперевозок. Авиакомпании, задыхающиеся без денег не могут позволить себе новые самолеты. Именно поэтому основной упор в рекламе нового самолета делается именно на его экономических показателях.
7E7 будет расходовать на 20% меньше топлива по сравнению с аналогичными самолетами, при этом дальность его полета такая же, как и у самолетов большего размера. Он, например, может без остановок летать между такими городами, как Хельсинки и Шанхай, или Вашингтон и Рим. Менеджмент Boeing утверждает, что самолет совершенно поменяет «правила игры», давая возможность 200-250 пассажирам летать на большие расстояния без сложных стыковок. Очевидно, что эта тактика является контрударом против Airbus, который наоборот, делает ставку на огромных размеров самолеты, летающие между крупными хабами. Кто угадает – неизвестно, но выиграют, в любом случае, пассажиры.
Вот несколько фактов о новом самолете:
• Скорость: 0.85 скорости звука - 1,050 километров в час
• Дальность полета: до 14,500 километров (7,800 морских миль)
• Будет на 20% экономнее аналогичных лайнеров и легче – за счет использования композитных материалов в конструкции
• Будет вмещать от 200 до 300 пассажиров (в зависимости от конфигурации)
• Длина: 56 метров, размах крыльев: 59 метров
• Грузоподъемность: 205,588 килограмм
Остается только пожелать удачи Boeing – а она компании понадобится. Это ее первый новый лайнер за 10 лет, и ставки очень велики, особенно после того, как компании пришлось свернуть разработку самолета Sonic Cruiser и новой версии 747.