«Зеленые» автобусы выезжают на улицы европейских столиц.
На улицах Лондона, Берлина и еще 6 европейских городов появились первые автобусы на топливных элементах. Они в шесть раз дороже обычных, но что же делать – за веру в теорию о глобальном потеплении приходится платить.
16 декабря 2003 года на улицах Лондона появились три автобуса «с нулевым выхлопом», работающие топливных элементах, совместная разработка British Petroleum и DaimlerChrysler. «Зеленые» автобусы будут проходить испытания в течение двух лет, хотя пока что эксплуатация их осложнена весьма курьезным фактом: заправочную станцию для «зеленых» автобусов не могут построить из-за протестов «зеленых», которые бояться катастрофы, подобной той, что произошла с дирижаблем Гинденбург в 1937 году. Водород, из которого состоят топливные элементы, действительно пожароопасен, но в любом случае, не многим опасней паров бензина.
«Технология, конечно, сильно поменялась с тех пор.» - говорит один из экспертов, вовлеченных в общественные дебаты. Строитель заправочной станции, компания British Petroleum, которая внесла в проект Чистый городской транспорт для Европы 10.5 миллионов фунтов (15 миллионов евро) надеется, что станция все-таки будет построена.
Аналогичный эксперимент проводится в семи других европейских городах, включая Берлин и Барселону. Все это происходит несмотря на тот факт, что по экономическим показателям водородные автобусы даже близко не сравнимы с дизельными и требуют значительной технологической доработки. Каждый из них стоит 800 тысяч фунтов (обычный дизельный автобус – 120 тысяч) – и это не говоря о цене топлива, которая также весьма высока.
При этом, британская схема получения водорода еще относительно дешева, она предусматривает использования природного газа, в то время как континентальная Европа пытается получать водород исключительно с помощью солнечной и ветряной энергии.
Ни у кого не вызывает сомнений, что выход этих автобусов на улицы – событие, скорее, политическое. Европейские политики и компании стремятся продемонстрировать свою лояльность по отношению к Киотскому протоколу и сделать все от них зависящее, чтобы выглядеть «позеленее» в глазах избирателей и клиентов. Мэр Лондона, Кен Ливингстон (Ken Livingstone) первым прокатился на одном из автобусов, сказав, что они «зеленее, чище и тише», чем любой другой транспорт.
Однако, в ближайшее время, транспортные компании скорее предпочтут традиционные дизельные автобусы – которые, кстати, тоже становятся все «зеленее, чище и тише». Разница в 680 тысяч фунтов слишком значительна, чтобы коммерческая фирма могла просто так ей пренебречь. Кто же будет покупать водородные машины? Богатые муниципалитеты, на деньги налогоплательщиков или богатых дарителей. Других вариантов, увы, нет.