Еврокомиссия вскрыла факты ценовой дискриминации в авиаперевозках.
Еврокомиссия обещает во всеуслышанье «назвать и опозорить» авиакомпании, торгующие билетами по разным ценам в зависимости от уровня доходов в той или иной стране. К счастью, ничего сверх этого Еврокомиссия, видимо сделать не сможет – вреда от принудительной «уравниловки» будет куда больше, чем пользы.
19 декабря 2003 года Еврокомиссия решила начать расследование механизмов ценообразования на авиабилеты, попросив ряд крупнейших европейских авиакомпаний подтвердить или опровергнуть информацию о том, что стоимость билетов на одни и те же рейсы могут весьма существенно отличаться в разных странах.
Такая ценовая политика, возможно, является нарушением европейских законов о едином экономическом пространстве – хотя точно с этим вопросом еще предстоит разобраться юристам. Пока же комиссия просто попросила авиакомпании объяснить, что происходит. В случае, если они на самом деле дискриминируют граждан одних стран по сравнению с другими, комиссия намерена как минимум предать их «огласке и позору». В то же время, представитель Еврокомиссии по транспору, Жиль Гантеле (Gilles Gantelet) признал, что на данном этапе он не может точно назвать какие-либо другие законные методы давления на авиакомпании с целью отказаться от этой «несправедливой» практики.
Как утверждает Гантеле, расследование стало ответом на «сотни» жалоб от пассажиров, которые утверждали, что им приходилось сидеть на соседних местах с гражданами других стран, заплатившими за свой билет существенно меньше. «Жалобы, полученные комиссией касаются одинаковых билетов. Заявленные цены не связаны ни с датой приобретения, ни с возможностями по их обмену, ни с какой-либо другой разнице в сервисе, которая могла бы объяснить разницу. Похоже, что разница связано только с местом жительства покупателя». – говорит Гантеле. Он не назвал наиболее «дорогие» и «дешевые» страны, однако заметил, что разница иногда может достигать 300 процентов. Дифференцированное ценообразование распространено даже при покупках через интернет, в этом случае компании используют почтовый адрес клиента для того, чтобы выяснить страну проживания.
Всего письма были разосланы в 18 авиакомпаний, включая British Airways, Air France, Aer Lingus, Alitalia, Lufthansa, KLM, Finnair, Olympic Airways, Iberia и SAS. Интересно, что «бюджетные» авиакомпании вроде Ryanair в скандале оказались не замешаны.
Первая реакция была разнообразной. Представители British Airways заявили, что письмо еще не получено, но что они уже начали готовить ответ. Они говорят, что помимо названных Гантеле сходств в билете присутствует еще уйма параметров, которые могут легко объяснить ценовые разницы.
Компания Air France выступила с защитой своей ценовой политики: «Существуют дополнительные издержки, связанные с предоставлением билета пассажиру в другой стране». Шведская SAS также считает, что это право авиакомпаний устанавливать цены на билеты в зависимости от паритета спроса и предложения: «У нас разные цены в зависимости от места покупки. Это правильно – устанавливать цену в зависимости от рыночной ситуации в каждой стране».
В самом деле, несмотря на кажущуюся «несправедливость» такого ценообразования, не понятно, почему авиакомпании должны предлагать билеты дешевле, чем за них готовы заплатить граждане более обеспеченных стран. Разница в ценах всего лишь отражает разницу в доходах, вызванную многими причинами. В конце концов, Евросоюз действительно станет единой экономической зоной, исчезнет и разница в доходах. Ведь нельзя же принудительно установить, например, единые нормы зарплаты для работодателей всех стран? Или насильно заставить продавать хлеб в Афинах и в Лондоне по неким усредненным ценам? В этом случае разорятся как греческие, так и британские продавцы: первые не смогут ничего продать из-за слишком высоких цен, а вторые не смогут окупить издержки. Почему же, в таком случае, авиабилеты везде должны стоить одинаково?