Британские полицейские хотят останавливать машины нажатием кнопки.

Британским водителям, угрожает очередная напасть: полицейские активно требуют разрешить им останавливать автомобили с помощью средств дистанционного управления.

21 декабря 2003 года британская газета The Guardian публикует статью о планах полицейского лобби о введении закона, который будет позволять останавливать машины с помощью дистанционного управления. Такое впечатление, что после установки тысяч автоматических камер, «лежачих полицейских», запрещения мобильных телефонов и прочих репрессий, британским водителям не хватает только этого. Надо ли говорить, что большинство из них не в восторге от того, что кто-то получит возможность остановить их автомобиль простым нажатием кнопки.

Возглавляет полицейское лобби Суперинтендант Джим Хаммод (Jim Hammond) из полиции Суссекса, глава рабочей группы по технологиям Ассоциации глав полицейских управлений (Association of Chief Police Officers). «Внедрение эффективного способа остановки транспортного средства быстро становится приоритетной задачей. Разработка безопасной и контролируемой системы для дистанционной остановки автомашины обладает огромным потенциалом по спасению жизней.» - говорит Хаммонд.

Технически, ничего невозможного в этом нет: автомобиль действительно можно остановить, постепенно снизив обороты двигателя так, что машина через некоторое время остановится. Второй вариант технологического решение предусматривает обездвижение уже остановившейся машины. Это может звучать несколько фантастически, но уже сейчас такие технологии используется, например, в противоугонных системах и в грузовиках, где система ограничения скорости не позволят машине разогнаться выше 56 миль в час (90 километров в час).

В современных автомобилях для передачи информации от педали газа (или тормоза) используется электронное устройство, которое посылает соответствующий сигнал двигателю. Это устройство можно запрограммировать на определенный лимит скорости – либо постоянный, либо переменный, в зависимости от местоположения автомобиля, которое определяется через систему спутникового геопозиционирования. Для удаленного управления может использоваться спутниковая или даже обычная мобильная связь. Аналогичные телеметрические устройства использовались некоторыми командами Формулы 1 – правда, в этом году их использование запретили. Теоретически, машину можно даже запрограммировать на сокращение предельной скорости в зависимости от погоды или в школьных зонах – так утверждает директор парламентского комитета по безопасности транспорта, Роберт Гиффорд (Robert Gifford). Он считает, что новые технологии позволят сократить смертность на дорогах на 59 процентов (на 3,420 случаев). Действительно интересно было бы узнать, в результате каких вычислений получены эти цифры.

«Технология уже существует и она станет более доступной и надежной со временем» - говорит Ник Ренделл (Nick Rendell), глава британского подразделения немецкого электронного гиганта Siemens.

Полиция утверждает, что вскоре без таких устройств придется трудно – производители вот-вот начнут в массовом порядке устанавливать на машины шины с автоподкачкой или разработают другую технологию, которая позволит ездить на проколотых шинах. Это сделает бесполезными шипы, которые сейчас применяет полиция для принудительной остановки машин, управляемых подозреваемыми преступниками.

Таким образов, единственное, чего не хватает британской полиции на сегодняшний день – это соответствующего законодательства, которое с одной стороны, запрещало продажу автомашин без средств удаленного доступа, а с другой стороны, разрешало полицейским (и только им, очевидно) пользоваться такими средствами. Для этого, полицейским нужно убедить правительство и парламент, что машины будут останавливаться безопасно и безошибочно. Также полиции предстоит найти способ исключить несанкционированный доступ к такой технологии – в противном случае не исключено, что машины в ближайшем будущем можно будет угонять удаленно, прямо через интернет.

Надо ли говорить, что далеко не все в восторге от такой перспективы. Берт Моррис, заместитель главы крупнейшего британского общественного фонда автолюбителей AA Motoring Trust говорит, что «людям не нравится идея Большого Брата, который будет контролировать их вождение». Действительно, на сегодняшний день технология дистанционного управления вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Полицейским предстоит потратить еще много времени и сил на то, чтобы убедить общество дать им в руки очередную порцию власти.

24 декабрь 2003