Лондонцы уже осознают блага платных дорог.
Опросы общественного мнения в Лондоне показывают изменение отношения общественности к платному въезду в центр города – спустя 10 месяцев после введения, у этой меры больше сторонников, чем противников.
24 декабря 2003 года компания британская компания ICM опубликовала результаты опроса общественного мнения, проведенного по заказу программы BBC Newsnight. Опрос был посвящен отношению граждан к введению платного проезда по центру города, или, в британской терминологии, «платы за пробки». В Лондоне такая плата была введена в феврале этого года. Было проинтервьюировано 1,004 человека, также были опрошены представители властей 49 городов и округов.
Статистика получилась весьма любопытная: среди не-лондонцев, идея платного проезда чрезвычайно непопулярно: «за» высказались всего 22%, в то время как 53% сказали твердое «нет». Только один представитель городской администрации заявил, что город активно рассматривает схему подобную лондонской, а 34 сказали, что пока подождут и посмотрят на развитие событий в других городах. Семь высказались категорически против и еще семь сказали, что вряд ли будут рассматривать эту идею в ближайшие несколько лет. Только 16 представителей власти считают, что платный проезд по городу будет широко использоваться в ближайшие 10 лет.
Удивительно, но в Лондоне, где платный въезд в цент существует уже 10 месяцев, ситуация обстоит прямо противоположным образом. Большинство, 40% жителей поддерживает плату, и меньшинство (31%) – выступает против. Причина проста: несмотря на все свои недостатки, платный въезд весьма эффективно сократил среднее время путешествия по городу – на 14%. На 60 тысяч сократилось ежедневное количество машин, а внутри платной зоны движение сократилось на 30%. За почти год удалось 68 миллионов фунтов сборов и 100 миллионов планируется собрать в будущем году.
Мэр Лондона, Кен Ливингстон (Ken Livingstone) не так давно начал 10-недельные общественные консультации по вопросу расширения платной зоны. Ему предстоит решить, включать ли этот вопрос в свою предвыборную программу (выборы мэра состоятся в июне 2004 года). По его указу департамент транспорта Лондона (Transport for London, TfL) уже начал изучать мнения заинтересованных сторон. Представитель TfL говорит, что в Лондоне «сейчас больше поддержки, чем оппозиции по отношению к плате за пробки. Обратная ситуация там, где плата еще не вводилась и ее плюсы не вполне очевидны, является именно тем, чего стоит ожидать – это отражает аналогичные паттерны во мнениях жителей Лондона до введения платы».
Таким образом, возможно, не так страшен черт как его малюют. Платный въезд, который может быть жутко непопулярной мерой на этапе его введения, вполне может получить общественную поддержку после того, как всем становится очевидно – это просто работает.