Европейский суд снова сражается с географической дискриминацией.
В результате недавнего решения европейского суда, местные органы власти на всей территории Евросоюза потеряют возможность предоставлять право льготного проезда для местных пенсионеров. Им придется или предоставить аналогичные права всем пенсионерам Евросоюза – или перейти на прямые денежные дотации нуждающимся.
27 декабря 2003 года интернет-издание icWales.com со ссылкой на журнал Public Finance публикует статью о возможных последствиях недавнего судебного решения европейского суда для уэльских пенсионеров, пользующихся правом бесплатного проезда на автобусе. Решение Ассамблеи Уэльса предоставить местным пенсионерам бесплатный проезд может означать, что точно такие же права придется предоставить всем остальным пенсионерам Евросоюза – или отказаться от этой схемы вообще.
Дело в том, что совсем недавно в европейском суде завершился процесс против правительства Италии, которое ранее ввело дифференцированную схему оплаты за пользование общественными местами, такими как парки, сады, музеи, памятники истории и архитектуры и так далее. Административная директива правительства позволяла итальянским гражданам младше 18 или старше 60 пользоваться правом бесплатного прохода – в то время как граждане других стран должны были платить. Директива была оспорена на основании статьи 12 договора Евросоюза, которая призвана обеспечить отсутствие ценовой дискриминации по национальному признаку.
Правительство Италии утверждало, что по соображениям бюджета оно не в состоянии оплатить бесплатный проход для всех пенсионеров и молодежи Евросоюза. В то же время, итальянские граждане якобы уже оплатили свою долю через налоговую систему. Однако, эти аргументы не были приняты судом. Более того, судебное решение оказалось необычайно широким, согласно нему выходит, что не имеет значения, идут ли субсидии из бюджета страны или из местного бюджета, являются ли субсидируемые учреждения значимыми для туристов или только для местных граждан.
Субсидирование остается вполне законным – однако оно должно распространяться в равной мере на всех граждан Евросоюза. Глава совета Бридженда, одного из уэльских городов, Джеф Джонс (Jeff Jones), говорит, что был потрясен, узнав об этом решении. «У этого решения далеко идущие последствия не только для Уэльса, но и для многих других городов в Соединенном Королевстве. Стоимость будет ужасающей, если придется субсидировать проезд всех пенсионеров, живущих в Евросоюзе.» Местный член палаты общин британского парламента, Саймон Томас (Simon Thomas) опасается, что в результате правительство Уэльса может обанкротиться. По его мнению решение весьма опасно, поскольку отбирает у местных властей возможность помогать своим пенсионерам.
Однако, так ли это на самом деле? Запрещало ли решение суда адресные субсидии гражданам? Отнюдь, оно всего-навсего запрещало субсидии компаниям, предоставляющим пенсионерам определенные услуги. Но что мешает перейти от выделения бесплатных проездных к элементарному увеличению пенсий? Заодно и у пенсионеров появится выбор – потратить ли дополнительные деньги на проезд или на что-то другое. Право бесплатного проезда, по сути, дискриминирует пенсионеров на территории одной местности по отношению друг к другу – кто-то ездит много и часто, а кто-то – никогда. Таким образом, одним льгота действительно требуется, а другие ничего с нее не имеют. Выделение адресных субсидий поможет избавиться от этой несправедливости – потратить деньги по своему выбору способен каждый.