Гражданская авиация становится все более военизированной.
Все чаще и чаще на международных авиарейсах начинают присутствовать вооруженные охранники в штатском. На этот раз к программе присоединяются Австралия и Великобритания.
26 декабря 2003 года официальные лица Австралии заявили о подписании соглашения между федеральным правительством крупнейшей авиакомпанией страны Qantas, согласно которому отныне на рейсах между Австралией и Сингапуром будут присутствовать вооруженные охранники в штатском. Общая стоимость программы не разглашается, однако министр юстиции Крис Элисон (Chris Ellison) заявил, что правительство будет тратить до 10 миллионов австралийских долларов (7.4 миллиона долларов США) в год. Генеральный директор Qantas, Джефф Диксон (Geoff Dixon) заявил, что несмотря на дополнительные издержки, цены на билеты не изменятся. Скорее всего это означает, что большая часть программы финансируется на деньги налогоплательщиков.
«Сегодня, когда у нас есть соглашение с Сингапуром и мы обсудили все детали с Qantas, программа уже работает» - заявил Элисон. Маршрут между Австралией и Сингапуром является одним из наиболее загруженных в регионе, ежегодно Qantas и Singapore Airlines совершают по нему более 12 тысяч рейсов ежегодно.
Аналогичные соглашения сейчас обсуждаются с правительствами США и Канады. Что касается других стран, то по ним еще не завершился процесс оценки потенциального риска. Министр юстиции надеется, что соглашение с Соединенными Штатами будет подписано уже в январе нового года. В самой Австралии на внутренних рейсах такая программа уже два года.
Правда, неизвестно, присоединяются ли к программе Singapore Airlines. Представители авиакомпании отказались от комментариев. Представители Qantas тоже секретничают – что, впрочем, вполне объяснимо. Неизвестно, сколько вооруженных охранников будут присутствовать на самолетах и на каких конкретно рейсах. «Они вооружены, хорошо тренированы, что касается места и времени их присутствия – это информация останется между Qantas и Службой охраны Австралии (Australian Protective Services)» - говорит Диксон.
К Австралии также присоединяется и Великобритания: на этой неделе вооруженные охранники впервые появятся на некоторых трансатлантических рейсах British Airways. Они были специально обучены Metropolitan Police, все они – бывшие военные или сотрудники полиции. Министр внутренних дел Дэвид Бланкетт (David Blunkett) заявил, что эта мера стала реакцией на ситуацию в США.
Вместе с тем, в Великобритании растет протест против таких мер со стороны профсоюзов пилотов. Британская ассоциация пилотов авиакомпаний (British Airline Pilots Association) считает, что некоторые пилоты могут отказаться летать, зная, что на борту есть огнестрельное оружие. Джим МасОслан (Jim McAuslan), генеральный секретарь ассоциации, говорит, что «для начала мы не думаем, что можно смешивать огнестрельное оружие и гражданскую авиацию». Командир экипажа должен по крайней мере знать о присутствии вооруженных охранников на борту и в любом случае, на нем лежит полная ответственность за самолет и пассажиров.
В США вооруженные охранники присутствуют на самолетах уже много лет. Более того, ситуация с пилотами там прямо противоположная – пилоты могут отказаться летать без охраны. До событий 11 сентября 2001 года в США было всего 33 охранника, избирательно присутствовавших некоторых на международных рейсах. Впоследствии программа была серьезно расширена и сейчас точное количество охранников держится в секрете.