Реституция - но каким способом?
В Великобритании пытаются собрать побольше денег на возмещения жертвам преступлений – однако делают это почему-то с нарушителей правил дорожного движения, а не с реальных преступников.
11 января 2003 года Дэвин Бланкетт (David Blunkett), глава министерства внутренних дел Великобритании заявил, что согласно существующим планам правительства, нарушителям дорожного движения вскоре придется платить дополнительно несколько фунтов к сумме штрафов. Деньги эти пойдут в специальный фонд для выплаты компенсаций жертвам уголовных преступлений. Видимо, таким образом, правительство пытается сделать очередной шаг в сторону реституции – идеи о том, что преступники должны компенсировать жертвам нанесенный ущерб.
В Великобритании уже существует Схема компенсации криминального ущерба здоровью (Criminal Injuries Compensation Scheme, CICS), по которой ежегодно выплачивается до 160 миллионов фунтов в год. Однако денег этих явно недостаточно – поэтому правительство решило, что называется, изыскать дополнительные источники финансирования. Странно в данном случае то, что штрафы будут складываться в единую копилку, откуда потом будут распределяться в порядке общей очереди, независимо от того, за какое преступление они были уплачены. Стоит заметить, что идея реституции состоит в том, что преступники компенсируют непосредственно жертвам – в этой связи было бы логично, чтобы нарушители правил движения выплачивали компенсации пострадавшим в катастрофах (а не пострадавшим от разбойного нападения). Однако, для британского правительства такая схема, видимо, показалась слишком сложной в реализации.
Нарушители скоростного режима будут доплачивать 5 фунтов к сумме штрафа, более серьезные нарушения, такие как вождение машины без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности или без прав будут караться 10-фунтовой надбавкой. За нарушение правил парковки ничего сверх требовать не будут. Также будут повышены штрафы за нетрезвое состояние в общественном месте, ложный вызов экстренных служб, и другие мелкие правонарушения. Каждый заключенный, помещаемый в тюрьму будет «награждаться» штрафом в 30 фунтов, равно как и приговоренные к общественным работам – при условии согласия со стороны судьи. Однако ожидается, что основное бремя штрафов так или иначе ляжет на водителей – как на наиболее часто попадающихся правонарушителей.
Далее, предлагается еще ряд реформ, например, компании-работодатели со штатом более 250 человек будут обязаны сами выплачивать компенсации сотрудникам, пострадавшим от преступников во время работы. Кроме того, предлагается отменить выплаты машинистам поездов, которые «получили моральную травму» при виде самоубийц, бросившегося на рельсы во время движения поезда.
В случае, если дополнительные штрафы удастся собрать, они принесут дополнительно 25 миллионов фунтов в фонд помощи пострадавшим. Однако, поскольку в 2002-2003 году правительству удалось реально получить только 55 процентов наложенных штрафов, министерство внутренних дел не планирует собираемости более 60 процентов, что составляет 17 миллионов фунтов в год. Из них 5 миллионов планируется получить от нарушителей скоростного режима – которые сейчас платят 60 фунтов штрафа.
Эндрю Говард (Andrew Howard), глава отделения безопасности общественной организации автолюбителей AA Motoring Trust, говорит, что все это подтверждает его опасения о том, что 5 тысяч автоматических камер слежения были установлены с единственной целью – заработать побольше денег. «Честные автолюбители уже итак платят на 30 миллионов [фунтов] лишних страховых взносов, чтобы компенсировать ущерб жертвам незастрахованных водителей» - говорит он.
План правительства в его нынешнем виде не понравился, кажется никому. Несмотря на весьма благие намерения, он явно не достигает поставленных целей. Ассоциации автолюбителей критикуют его как «несправедливый», а деловые ассоциации предупреждают о росте страховых выплат в случае, если работодателям придется самостоятельно выплачивать компенсации. Даже общественные организации, представляющие интересы жертв недовольны.
Энтони Форсайт (Anthony Forsyth), представитель благотворительной организации Victim Support (Поддержка жертв) говорит: «Мы недовольны идеей извлечения дополнительных доходов из незначительных преступлений». Нормам Бреннан (Norman Brennan), директор фонда Victims of Crime Trust (Жертвы преступности) говорит, что «правительство, кажется, хочет наброситься на автолюбителей потому что большая их часть соблюдает закон [т.е. выплачивает штрафы]. Путь лучше реальные преступники почувствуют финансовый укол, а не те, кто совершает мелкие дорожные правонарушения».
Критика совершенно справедлива. Дэвид Бланкетт утверждает, что намерение правительства заключается в том, чтобы «преступники платили». Благое намерение, но совершенно неясно, почему компенсации должны выплачиваться теми, кто совершает преступления без реальных жертв или ущерб от которых никак не сравним с наказанием – в то время как настоящие преступники не платят ничего.
Подробнее о теории и практике реституции можно прочитать в обзоре «Общественная безопасность на транспорте» (http://www.prompolit.ru/114833)