Новые (и старые) железнодорожные маршруты.

Установлено сообщение между австралийскими Дарвином и Аделаидой, а также между Индией и Пакистаном. Первая дорога была запланирована 145 лет назад, вторая - возвращение после двухлетнего перерыва.

15 января 2003 года произошло сразу два крупных события в мире железнодорожных перевозок: в Австралии по трансконтинентальному маршруту отправился первый поезд, а между Индией и Пакистаном железнодорожное сообщение было восстановлено после двухлетнего перерыва.

Железная дорога через австралийский континент была задумана еще 145 лет назад, но проект не был завершен – строительство оборвалось у местечка Элис Спрингс, в 1,420 километрах от Дарвина. Однако на этот раз планам наконец удалось сбыться – сентябре прошлого года строительство было закончено (мы писали об этом http://www.prompolit.ru/113547).

Сегодня состоялся торжественный запуск первого поезда – два дизельных локомотива из Аделаиды потащили на Дарвин первый поезд длинной в 1.8 километра. Дарвин является столицей Северной Территории – весьма малонаселенного штата, находящегося за 3,000 километров от Аделаиды. Железная дорога будет использоваться преимущественно для перевозки грузов, планируется перевозить около 350 тысяч топлива и других продуктов ежегодно, постепенно увеличив объем до 800 тысяч тонн. Большая часть этих грузов – товары, путешествующие по торговому пути между Австралией и азиатскими странами. Город, предусмотрительно произвел модернизацию своего порта, и теперь кораблям не придется совершать длинное путешествие в обход континента.

Вместе с тем, возможно, что железнодорожное сообщение будет способствовать развитию внутреннего туризма: на пассажирский поезд по этому маршруту уже забронировано билетов на полтора миллиона американских долларов – рекордная сумма. Поезд отправится в путешествие 1 февраля этого года.

Строительством дороги занимался частный консорциум, но примерно половина денег, потраченных на дорогу – из бюджета штатов и федерального правительства. Одновременно с запуском у пути появляются и первые критики. Крис Карриган (Chris Corrigan), глава транспортной компании Patrick Corp., считает, что путь годится только для доставки пива в страдающему от жажды населению Северной Территории (оно насчитывает всего 200 тысяч человек). «Они потратили 2 миллиарда [австралийских] долларов на путь для пяти поездов в неделю...» - говорит он. Видимо, время покажет, кто окажется прав.

Еще одна приятная новость, на этот раз для путешественников в Азии: поезд Дели-Аттари Экспресс – Самджаута Экспресс возобновил движение, символизируя долгожданное потепление отношений между Пакистаном и Индией. Два года назад, в разгар дипломатического конфликта пассажирские поезда между странами оказался в заложниках у политики. Теперь сообщение полностью возобновлено, поезда будут ходить два раза в неделю и многие семьи, разделенные границей, вздохнули с облегчением. Дело в том, что перелет на самолете между Индией и Пакистаном достаточно дорог, а иное транспортное сообщение практически отсутствует. Поезд же просто беспрецедентно дешев: стоимость поездки в один конец составляет 50 рупий (86 центов) за билет эконом-класса и 100 рупий (1.7 доллара) за первый класс.

Запуск поезда сопровождается небывалыми мерами безопасности, вокруг железнодорожных путей усилено полицейское патрулирование, сам поезд также сопровождают агенты с металлоискателями и собаками. Однако, несмотря на все опасения, пока обошлось без эксцессов. Грузовое сообщение по маршруту будет восстановлено позднее.

16 январь 2004