В мексиканском метро раздают книги.
В метрополитене Мексико-Сити начали раздавать бесплатные книги, в надежде повысить уровень образования граждан и снизить преступность.
23 января 2004 года в метрополитене столицы Мексики начала действовать программа по раздаче бесплатных книг карманного размера, которые можно почитать в дороге. Городские власти планируют таким образом превратить подземку в большую библиотеку. 250 тысяч специально опубликованных книг планируется раздать во время часов пик, чтобы пассажиры могли расслабиться и почитать немного. Правда, порой в метро Мексико-Сити это сделать сложновато: метро – это место, где приходится бороться за жизненное пространство и держать ухо востро. Карманные кражи и даже грабежи здесь не редкость.
Идея родилась у мэра города, Андрэаса Мануэля Лопеса Обрадор (Andrs Manuel Lpez Obrador) в разговоре с Леолюка Орладо (Leoluca Orlando), бывшим мэром сицилийского города Палермо и Рудольфом Джулиани, бывшим мэром Нью-Йорка. Консалтинговая фирма последнего сейчас работает на городские власти в проекте по снижению преступности. Большая часть издержек данного проекта оплачиваются компанией, имеющей концессию на распространение рекламы в метро.
Предполагается, что пассажиры будут возвращать хотя бы часть книг после прочтения – таким образом книги будут циркулировать в течение долгого времени. «Когда мы раздаем их, они просто улетают из рук» - говорит Алехандро Камарена (Alejandro Camarena), один из добровольцев, раздающих книги. Всего за несколько минут ушло 150 книг, до конца часа пик было возвращено 45. Пассажиры говорят, что они не успевают прочесть все сразу – но намереваются вернуть книги позже.
Первое издание книг содержит небольшие рассказы, поэмы и пьесы для театра – достаточно короткие, чтобы их можно было прочитать за время поездки в метро. Карлос Монсивэс (Carlos Monsivis), один из известнейших мексиканских писателей, который предоставил свое произведение для публикации за символическую сумму в 300 долларов, надеется, что книги послужат делу добра. «Те читатели, кто не вернет книги, все равно дадут их кому-нибудь» - считает он.
В течение следующих двух лет таким образом планируется раздать 7 миллионов книг. Хавьер Гонзалес Гарца (Javier Gonzalez Garza), директор метрополитена говорит, что «мы все уверены, что когда люди читают, они меняются». Метро Мексико-Сити ежедневно перевозит 4.7 миллиона пассажиров, большая часть из которых – люди с низким доходом (стоимость поездки составляет всего 20 центов). Раздавая книги, мэрия и администрация планирует превратить 500 тысяч из них в постоянных читателей. В метро также проводятся другие акции по повышению культурного уровня пассажиров, например, выставки искусства на станциях.
Мексико-Сити – не первый город, раздающий книги в метрополитене. В Токио карманные книги в бумажной обложке раздаются из нескольких десятков небольших стэндов – японцы считают, что такие библиотечки создают чувство общности между пассажирами и понижают уровень преступности.
Правда, находятся и скептики, сомневающиеся в эффективности таких программ с точки зрения общественной безопасности. «У нас будет точно такое же количество преступников, просто они будут хорошо образованы» - считает Омар Рауль Мартинез (Omar Raul Martinez), директор издательской компании. Впрочем, скорее всего, он просто предвидит снижение прибылей – с бесплатными книгами сложно конкурировать.