Морского пиратства снова стало больше.

За 2003 год количество пиратских нападений в мире возросло на 20%, количество жертв нападений – также выросло.

Согласно данным Международного морское бюро (ICC International Maritime Bureau, IMB), опубликованным 26 января 2003 года, печальный и пугающий тренд роста насилия на море стал еще более явным. Особенно пугает рост числа нападений на танкеры, перевозящие нефть и сжиженный газ.

Рост количества зарегистрированных нападений за 2003-й год составил 20%, всего таких нападений было 445. Это практически рекордный уровень, по крайней мере с того момента, как бюро начало вести такого рода статистику. Единственный год с более высоким уровнем пиратства на море был 2000-й. За 2003-й год во время пиратских нападений погиб 21 моряк, 88 человек было ранено и 40 получили легкие телесные повреждения. Кроме того, 71 человек считается пропавшим без вести, если считать, что и они погибли, то это доводит количество жертв морского пиратства почти до 100. Но даже если брать только доказанные смерти, это более чем двукратный рост по сравнению с прошлым годом: тогда погибло 10, и 38 было ранено.

Огнестрельное оружие использовалось в ста инцидентах в прошлом году (68 годом раньше), а количество взятых заложников составило 359, что также в два раза выше, чем в прошлом году.

«Эти цифры демонстрируют, как выросло количество нападений и уровень их опасности», говорит директор IMB, Капт Поттенгал Мукундан (Capt Pottengal Mukundan). Впрочем, добавил он, некоторые виды нападений и нападения в некоторых регионах пошли на спад. Например, в Малайзии усилия местных властей привели к падению числа пиратских нападений на 60%. Причем в последние полгода нападений не случилось ни одного. Это еще раз доказывает весьма очевидный тезис, что пиратство можно победить – если всерьез заставить работать правоохранительные органы. Пока что самым лучшим средством борьбы за безопасность на воде является полицейское патрулирование.

В отличие от Малайзии, ситуация в индонезийских территориальных водах только ухудшилась. Это крупнейшее в мире государство-архипелаг еще раз подтвердил свою печальную славу в качестве пиратской столицы: в прошлом году на него пришлось 121 нападение, это 27% всех инцидентов, произошедших в мире.

Малакский пролив остается одним из самых опасных мест на планете: почти здесь зафиксирован почти двукратный рост числа захватов судов, причем ряд из них осуществлялась с использованием тяжелого вооружения. Южнее от Малакского пролива, пираты, вооруженные мачете, ножами и легким огнестрельным оружием часто атакуют суда около островов Анамбас, Баликпапан, Бинтан, и других. Индонезийские власти обвиняют во всем повстанцев с острова Суматра, борющихся за независимость. Для них пиратство и захват заложников является хорошим способом поправить свое финансовое положение.

Вообще, на Юго-Восточную Азию приходится 38% мирового пиратства, ситуация, которая недавно подтолкнула Федерацию азиатских судовладельцев (Federation of Asean Shipowners' Associations, Fasa) напрямую обратиться к 10 главам государств региона с просьбой сделать что-либо для обеспечения безопасности плаваний.

Fasa предупреждает об возможности захвата террористами супертанкера и об ужасных последствиях, как экономических так и экологических, которые могут наступить в результате. За прошлый год количество нападений на танкеры выросло на 22%, причем часть из них были хорошо организованны, осуществлялись одновременно с нескольких кораблей. Пираты обстреливали судовые надстройки из автоматического оружия, пытаясь остановить судна, что привело к смерти нескольких моряков, а один из танкеров в течение часа был лишен управления.

Возможно, помимо усиления патрулирования правительствам было бы полезно рассмотреть еще одну, давно уже назревшую меру – разрешить хранить на борту оружие и применять его при необходимости. Однако, кажется, это потребует поистине невероятного напряжения от бюрократических машин, причем не только национальных, но и международных. Ведь просто так оружие возить нельзя: конечно, его нужно опечатать, особым образом хранить, по прибытии в порт как-то регистрировать у местных властей – и так далее. Легко представляется ситуация, когда оружия проще будет просто не иметь.

29 январь 2004