Над Европой – единое небо.
Европарламент принял закон о «едином небе» - соглашение об унификации авиадиспетчирования в воздушном пространстве стран-членов Евросоюза. Авиакомпании приветствуют подписание закона, но недовольны многочисленными сохранившимися полномочиями военных.
28 января 2004 года Европарламент одобрил законопроект о «едином небе», фактически отменив для гражданской авиации национальные границы внутри союза. Депутаты говорят о законе как всего лишь о начале – начале длительного процесса, направленного на улучшение процесса управления воздушным движением. Представители аэропортов и авиакомпаний приветствуют объединение, надеясь, что оно наконец-то поможет им преодолеть пятилетнюю полосу убытков.
Филипп Хамон (Philippe Hamon), генеральный директор Международного совета аэропортов Европы (Airports Council International Europe), организации, которая представляет 450 аэропортов в 45 европейских странах заявил, что «с целью достижения единого европейского воздушного пространства к 2005 году, программа «Единое европейское небо» позволяет провести давно назревшую реорганизацию систему управления движением. Все это в конечном итоге пойдет на благо пассажиров, улучшив безопасность, сократив время полетов и задержек, а также сократив количество расходуемого топлива». По подсчетам Еврокомиссии, выигрыш авиакомпаний и аэропортов в результате объединения может составить от 1.3 до 1.9 миллиардов евро в год.
Соглашение положит конец нынешней европейской системе управления движением, координирующей услуги диспетчерских центров и устанавливающей стандарты. Сейчас диспетчированием на территории Евросоюза занимается 41 центр, в каждой стране власти организовывают диспетчирование в соответствии с собственными стандартами и правилами. Самолет, летящий из Рима в Брюссель должен пройти через девять различных центров и вынужден совершать большие облеты исключительных зон, предоставленных в распоряжение военных. Улучшение кооперации между военными и гражданскими властями должно изменить «конфигурацию» верхних слоев воздушного пространства. Кроме того, начинается процесс по взаимному признанию лицензий диспетчеров, что служит предпосылкой к созданию единого рынка труда.
Авиакомпании приветствовали подписание документа, однако говорят, что закон недостаточно последователен. Действительно, в окончательной редакции он является компромиссным – Европейский Совет (где сильна власть военных) и Европарламент рассматривали радикально отличающиеся версии законодательства.
«Мы очень рады этому [закону], но дьявол скрывается в деталях» - говорит Дэвид Хендерсон (David Henderson), представитель Ассоциации европейских авиакомпаний (Association of European Airlines), которая включает в себя главным образом крупных игроков вроде Air France, Lufthansa или British Airways. Ассоциация лоббировала принятие этого законопроекта 15 лет, однако по их мнению, в нынешней версии он недостаточно радикален.
«Мы не видим той степени кооперации между гражданскими и военными службами, которой бы нам хотелось видеть» - продолжает Хендерсон, - «И уж точно мы разочарованы тем, что ответственность за распределение функциональных областей воздушного пространства останется в руках национальных [регуляторов]».