Электронные киоски на марше.
В аэропортах США продолжается бум электронных киосков - стоек регистрации на рейс, где пассажиры могут зарегистрироваться самостоятельно, без помощи сотрудников авиакомпании.
3 февраля 2004 года в аэропорту Джона Кеннеди в Нью-Йорке «бюджетная» авиакомпания JetBlue начала свою программу по установке электронных киосков, через которые пассажиры могут самостоятельно зарегистрироваться на рейс. Пока такими киосками могут воспользоваться только те, кто покупает билеты через интернет – однако их количество непрерывно растет. Но у JetBlue таких клиентов уже 75 процентов. Всего планируется установить 150 киосков производства компании IMB в различных аэропортах США.
С сентября 2001 года, когда новые правила безопасности сильно замедлили процесс прохождения регистрации, авиакомпании удвоили количество киосков регистрации, и сейчас в США их уже около трех тысяч. Они позволяют очень сильно экономить время и уже сберегли авиакомпаниям миллионы долларов зарплаты для дополнительных сотрудников. Машины пользуются таким огромным успехом, что несколько гостиничных сетей уже подумывают о том, чтобы сделать автоматическую регистрацию и для себя тоже.
Впервые электронный стойки регистрации появились у компании Continental Airlines, в аэропорту Нью-Арк (Нью-Джерси) в 1995 году. Сейчас у Continental Airlines 779 киосков в 130 аэропортах, ими пользуются 60 процентов пассажиров. По подсчетам аналитиков, около 25 процентов путешественников в США уже используют такие машины регулярно. Правда, пока электронная регистрация действует только для внутренних авиарейсов, для международных перелетов приходится регистрироваться по старинке.
Но для тех, кто путешествует внутри страны и покупает билеты через интернет, киоски совершенно изменили логистику поездок. Как правило, безо всякой очереди, пассажир может просто подойти к киоску, провести своей кредитной карточкой по считывателю, набрать код для подтверждения своей личности и - получить посадочный талон, доплатить за бизнес-класс или даже перебронировать рейс.
Авиакомпании пожинают плоды прогресса. Исследование, проведенное аналитической компанией Forrester Research в ноябре прошлого года показывает, что одна электронная регистрация обходится авиакомпании в 16 центов за пассажира, в то время как обычная, с живым регистратором – 3.68 доллара. Соавтор исследования, Генри Хартевельдт (Henry H. Harteveldt), вице-президент по вопросам транспорта, считает, что вскоре электронные регистраторы превратятся в отраслевой де-факто стандарт. «В идеале, киоск самообслуживания должен помочь 95 процентам пассажиров в 95 процентах случаев» - считает он.