Запрет есть, но о нем забыли.
Запрет на разговоры по мобильному телефону за рулем в штате Нью-Йорк существует, но не соблюдается. Виной этому – отсутствие специального внимания к проблеме со стороны полиции, и, как следствие, СМИ.
3 февраля 2004 года в американском журнале Injury Prevention были опубликованы результаты исследования Страхового института дорожной безопасности (Insurance Institute for Highway Safety), посвященного использованию мобильных телефонов водителями. Результаты показывают, что на первое время законодательный запрет подействовал и водители действительно стали меньше говорить по телефону во время движения – однако, очень скоро все вернулось на свои места.
Штат Нью-Йорк одним из первых в 2001 году запретил использование телефонов без хэндс-фри за рулем. С тех пор аналогичные законы появились в Нью-Джерси, Вашингтоне (округ Колумбия), многие другие штаты и города также планируют ввести аналогичный запрет. Сразу после введения запрета количество водителей, пользующихся мольными телефонами, сократилось с 2.3 процента до 1.1. Но уже к марту 2003 года, то есть через год после того, как закон полностью вступил в силу, 2.1 процента продолжали пользоваться своими трубками во время движения.
В рамках исследований под наблюдение попало 50 тысяч водителей из Албани, Бингхэмтона, Кингстона и Спринг Вэлли, а также 20 тысяч водителей из Коннектикута, где запрет на мобильные телефоны отсутствует. В Коннектикуте число пользовавшихся телефонами осталось неизменным – 2.9 процентов. Не было отмечено никакой корреляции между использованием телефона и полом, возрастом или типом машины.
«Если проанализировать опыт введения других законов, касающихся безопасности дорожного движения, например, об обязательном использовании ремней безопасности или алкоголе, то добиться успеха можно только последовательным применением, хорошо освещаемым в СМИ» - говорит Энн МакКартт (Anne McCartt), один из авторов исследования. Другими словами, чтобы запрет соблюдался, о нем необходимо постоянно напоминать. Аналогичные исследования, проведенные в штате Вирджиния, показывают, что ситуация с ремнями безопасности точно такая же: в отсутствие постоянного и повышенного внимания со стороны полиции и прессы закон игнорируется.
МакКартт сетует, что во время введения запрета на телефоны было огромное количество информации, однако с тех пор все изменилось: похоже, что о запрете все просто забыли. Нарушения правил пользования мобильными телефонами за рулем составили 2 процента всех нарушений правил дорожного движения в 2002 году, но никаких целевых акций со стороны полиции не проводилось. Тем же ремням безопасности, например, уделяется намного больше внимания: сюда входят и рекламные плакаты, призывающие водителей пристегнуться и специальные посты дорожной полиции.
Исследование не ставило перед собой вопросов о зависимости числа и тяжести аварий от использования телефонов за рулем. Авторы более раннего исследования, опубликованного в 1997 году в New England Journal of Medicine утверждали, что мобильный телефон - такая же угроза, как и вождение в нетрезвом виде. Опасность попадания в аварию при этом якобы увеличивается в 4 раза. Причем, согласно некоторым исследованиям, использование комплекта хэндс-фри уменьшает риск, а согласно другим – нет. Таким образом, до сих пор не понятно, представляют ли разговоры по телефону опасность большую, чем обычные разговоры с пассажирами.
Мобильные телефоны были запрещены в ноябре 2001 года, однако первое время пойманные нарушители отделывались предупреждением. До февраля 2002 года штраф снимался, если нарушитель предъявлял судье чек за покупку комплекта хэндс-фри. Штраф составляет 100 долларов. При этом, согласно закону, набор номера за рулем нарушением не является.