Eurotunnel не получит денег налогоплательщиков.

Eurotunnel, убыточный оператор пролива под Ла-Маншем, занят поиском способов выхода из кризиса. Британское правительство искренне сочувствует, но заявляет твердо: денег налогоплательщиков проект не получит.

9 февраля 2004 года англо-французская компания Eurotunnel, оператор одноименного туннеля, опубликовала финансовые результаты прошлого года. Они неутешительны: 1.889 миллиардов евро чистых убытков, правда, в основном от единовременного списания активов на 1.845 миллиарда. В предыдущем году прибыль Евротуннеля составила 508 миллионов евро.

Мало того, спустя 9 лет после открытия компания все еще не способна справиться с обслуживанием 9-миллиардного долга, причем ситуация будет только ухудшаться: в 2006 году истекают сроки банковских кредитов. Основной причиной неудовлетворительного финансового состояния называются непредвиденные издержки на постоянные ремонты и обслуживание, а также ситуация с тарифами. С одной стороны, слишком высокие тарифы не позволяют привлечь больше клиентов, но с другой стороны, из-за постоянных финансовых проблем компания никак не может решиться на снижение тарифов.

Вскоре это замкнутый круг может разорваться сам собой: в 2006 году истекает соглашение о минимальных тарифах с железнодорожным оператором Eurostar, основным клиентом Eurotunnel. В этот момент Eurotunnel начнет терять деньги еще быстрее, если только ситуация с транспортным потоком не улучшится. А сама собой она не улучшится – это уже очевидно. По словам председателя объединенного совета директоров компании, Чарльза Маккея (Charles Mackay), «Рынок остается на спаде, а ценовая конкуренция очень сильна».

По всей видимости, Eurotunnel придется вести переговоры с кредиторами о реструктуризации долгов, после чего существенно снижать цены на свои услуги – только тогда можно надеяться на рост объемов и потенциальный рост прибылей. Например, эксперты предлагают отказаться от практики взимания платы с одного пассажира и взамен взимать плату с поезда – у операторов появится стимул перевозить больше пассажиров эконом-класса. Снижение цен на билеты позволит операторам освоить новые направления, и все это, в конечном итоге, приведет к росту пассажиропотока и росту прибылей, как операторов, так и Eurotunnel.

Другой вариант, который сейчас рассматривается – предложить клиентам Eurotunnel, таким компаниям как SNCF, EWS и конечно же Eurostar доли в уставном капитале туннеля. Наконец, последний вариант – попросить помощи у французского или британского правительства. Впрочем, последние, к их чести, не высказывают особенной готовности вкладывать деньги налогоплательщиков в убыточный частный проект. «Какое бы предложение ни было нам сделано в итоге, правительство ясно дало понять, что оно не намерено вкладывать общественные деньги в Eurotunnel. Это действительно запрещено международными соглашениями и законодательством.» - говорит представитель министерства транспорта Великобритании в интервью Reuters.

10 февраль 2004