США и Евросоюз хотят взаимно либерализоваться.
Торговля между США и Евросоюзом относительно взаимной либерализации рынка авиаперевозок могут закончиться снятием ряда весьма существенных ограничений.
Как заявила 20 февраля 2004 года администрация Буша, на переговорах с Евросоюзом относительно либерализации рынка авиаперевозок наметился некоторый прогресс. Соединенные Штаты выступили с предложением существенно снизить с обеих сторон требования к национальности акционеров авиакомпаний. На сегодняшний день в Европе иностранные граждане и юридические лица не могут владеть более чем 49 процентов в авиакомпании, а в США действует ограничение до 25 процентов.
Кроме того, американская сторона предложила отменить требование, в соответствии с которым европейские авиакомпании могут летать в США только из своих «родных» стран. Конечная цель переговоров – подписание единого договора с Евросоюзом и отмена множества двухсторонних договоров со странами-членами.
Взамен США рассчитывают получить для «своих» авиакомпаний расширенный доступ на европейский рынок и в первую очередь в Хитроу, важнейший европейский аэропорт. Сейчас там практически безраздельно властвует British Airways в компании с Virgin Atlantic. Кроме них, в аэропорту весьма ограниченно присутствуют только две американские авиакомпании, American Airlines и United Airlines. Сторонники либерализации авиаперевозок не без оснований утверждают, что либерализация обострит конкуренцию, что приведет к снижению цен и улучшению качества сервиса. Также она устранит препятствия на пути к консолидации европейских авиакомпаний – уже давно наметившегося тренда.
Впрочем, не все в восторге от перспективы обострения конкуренции. Генеральный директор British Airways, Род Эддингтон (Rod Eddingtone), вовсе не в восторге от перспективы конкуренции и просит Евросоюз не торопиться с принятием решений и отвергать частичные соглашения, которые на руку только американцам. До сих пор представители госдепартамента и министерства транспорта США были намного более осторожны в переговорах, чем европейцы.
Европейские же правительства, под влиянием своих авиакомпаний, стараются выторговать себе более благоприятный режим. В частности, активно обсуждается вопрос о допуске европейских компаний на внутренний американский рынок. В случае принятия такого решения, это будет одним из самых значительных «скачков» либерализации в мире.
Скептики не очень верят, что конгресс и сенат одобрят такие
изменения, уж слишком рискованным кажется предприятие. С другой стороны, все понимают, что взаимное дерегулирование и снятие ограничений только пойдет на пользу и перевозкам и экономикам в целом. Победит ли на этот раз здравый смысл? Хочется верить, что да.