Азия открывает небо.
В юго-восточной Азии усиливаются интеграционные процессы: все большее количество стран подписывают двухсторонние договора об «открытом небе», снимающие ограничения для иностранных авиакомпаний и отменяющие преференции для местных. Не исключено, что к 2015 году все страны АСЕАН откроют свои рынки для международной конкуренции.
22 февраля 2004 года на сингапурском Саммите по авиации и воздушному пространству (Singapore Aerospace Aviation Summit) старший министр Сингапура, Ли Куан Ю заявил, что АСЕАН, организация стран азиатского региона, собирается постепенно адаптировать концепцию открытого неба (open skies) для всех стран-участников. «Правительства азиатских стран начинают либерализацию своих режимов регулирования воздушного транспорта. Они видят в этом потенциальные улучшения для торговли, туризма и инвестиций» - заявил он.
В качестве первого шага, страны собираются к 2008 году отменить все ограничения на количество полетов, которые авиакомпании могут совершать между столицами азиатских стран. К 2015 вступит в действие ограниченное соглашения об «открытом небе». Как ожидается, это приведет к обострению конкуренции на рынке грузовых и пассажирских авиаперевозок, и, как следствие, к снижению цен.
Сингапурская авиакомпания Singapore Airlines (SIA) сможет свободно конкурировать с тайской Thai Airways и малазийскими Malaysia Airlines (MAS) и AirAsia на любых маршрутах внутри стран-участников АСЕАН. Аналитики считают, что это послужит толчком для запуска тех же самых процессов, которые сейчас активно протекают в Европе: консолидации авиакомпаний и расцвету «бюджетных» компаний-дискаунтеров.
И хотя либерализация наступает не завтра, многие крупные азиатские авиакомпании уже видят для себя надвигающуюся угрозу от новых игроков на рынке, способных предложить более низкие цены на билеты. SIA и Thai Airways уже учредили свои собственные бюджетные авиакомпании, в то время как MAS предпочла сосредоточить все свои усилия на традиционном секторе перелетов с полным сервисом.
Кроме того, либерализация представляет собой немалый вызов для сингапурского аэропорта Чанги, одного из крупнейших хабов в мире. Аэропорты Банкоке и Каула Лампуре смогут отбирать у него рейсы, предлагая более низкие тарифы - а это им вполне по силам уже сейчас. Кроме того, 25 февраля Сингапур подписал соглашение об «открытом небе» с Объединенными Арабскими Эмиратами. Траффик в аэропорту Дубаи с 1993 по 2002 год рос в среднем на 11.4 процента в год – что почти в два раза выше, чем 5-процентный рост в аэропорту Чанги. Ли Куан Ю считает, что Чанги придется снизить цены на 10-15 процентов, чтобы сохранить привлекательность в качестве транзитного узла. Сейчас Сингапур уже имеет договора об «открытом небе» с США, Новой Зеландией, Чили, Перу и Брунеем.
Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA) объединяющая 271 авиакомпанию со всего мира, заявила на том же саммите, что азиатский рынок авиаперевозок должен вырасти на 14% в 2004 году, после того, как вспышка атипичной пневмонии вызвала падение на 9.4%. По словам Джованни Бисиньяни (Giovanni Bisignani ), генерального директора ассоциации, недавняя эпидемия птичьего гриппа, судя по всему, практически никак не повлияла на объемы перевозок. Общемировой рынок, как ожидается, должен вырасти на 7% в этом году – то есть азиатский рынок растет в два раза более динамично. Бисиньяни считает, что в Азии рынок находится в фазе бума и времени терять нельзя.