Новой ВПП в Хитроу – быть!
Великобритания делает очередной шаг в сторону развития гражданской авиации, к радости пассажиров и негодованию энвайронменталистов.
16 ноября 2003 года в Великобритании опубликована «Белая бумага по гражданской авиации» (White paper on aviation) - официальная программа развития авиационной отрасли страны, список всех проектов, так или иначе затронутых государственным регулированием. Последний раз такой документ публиковался в 1985 году. Согласно этой программе, правительство дает «зеленый свет» развитию более чем 20 аэропортов по всей стране, к радости авиакомпаний и пассажиров - и к негодованию энвайронменталистов.
Министр транспорта Алистер Дарлинг (Alistair Darling) в послании, сопровождавшем обнародование документа, заявил, что воздушная отрасль играет огромную роль в экономике страны. Примерно половина всего населения страны летает каждый год, а в отрасли занято 800 тысяч человек. Более того, к 2020 году количество путешествующих может увеличиться с 189 миллиона до 460 миллионов ежегодно. Количество взлетов и посадок в прошлом году достигло 2 миллионов по сравнению с 607,000 в 1970 году. Десятки аэропортов в Англии, Шотландии и Уэльсе требуют срочного расширения. С момента начала консультаций в июле прошлого года, министерство транспорта осмотрело более 400 потенциальных площадок для расширения аэропортов, только для юго-восточной Англии было подготовлено 67 отчетов консультантов общим объемом в 7,000 страниц. И все это только чтобы ответить на один-единственный вопрос: где бы нам построить еще одну взлетно-посадочную полосу? Похоже, ответ наконец-то был найден.
А взлетно-посадочных полос в Великобритании не строили давно. После второй мировой войны была построена всего одна, в Манчестере. В Хитроу, крупнейшем европейском аэропорту, обслуживающем 63 миллиона человек ежегодно (при плане 50) всего две полосы. Для сравнения, в Амстердаме их пять, в Париже (аэропорт им. Шарля де Голля) – четыре, а во Франкфурте три и четвертая планируется.
Британское правительство наконец-то сделало то, что от него так ожидали: аэропорты Станстеда, Эдинбурга и Бирмингема получат разрешение на новые взлетно-посадочные полосы, строительство которых должно завершиться до 2020 года. Кроме того, 10 региональным аэропортам будет позволено построить терминалы большего размера. Но новость, которая вызвала самую бурную радость в деловом сообществе и которую сейчас обсуждают все: еще до 2015 будет также построена третья полоса в Хитроу. Правда, это станет возможно, только если найдется способ уложиться в весьма жесткие нормы по выбросам диоксида азота и уровня шума. Но авиакомпании полны оптимизма - это лучше, чем не иметь разрешения вообще. Дело в том, что авиакомпании, оператор аэропорта, деловые ассоциации и даже профсоюзы 18 месяцев упрашивали правительство выдать разрешение, утверждая, что это будет единственное возможное решение для международного хаба. А основные возраждения против строительства были как раз «зеленого» свойства.
Стоит заметить, что в документе нашли отражения усилия Великобритании по соблюдению Киотского протокола: например, документ поддерживает схему по торговле квотами на загрязнение, которая ограничивает общее количество выбросов, но позволяет отдельным авиакомпаниям обмениваться долями друг друга. Она также призывает аэропорты брать больше аэропортовых сборов с относительно более «грязных» самолетов. Также в документ включены меры, согласно которым аэропорты обязаны выплачивать компенсации местным жителям, страдающим от повышенного уровня шума.
Однако это явно меньше того, на что рассчитывали энвайронменталисты. Им очень не нравится подход «предсказывай и разрешай» ("predict and provide"), которым пользуется правительство. Им больше нравится «правило воздержания», согласно которому нужно воздерживаться от всего, что может принести хоть какой-то потенциальный ущерб окружающей среде. Тони Джупитер (Tony Juniper), директор «зеленой» группировки «Друзья Земли» (Friends of the Earth) патетически заявил: «Прямо в лицо ужасающим предупреждениям от ученых-климатологов и своим собственным целям, правительство решило позволить огромное увеличение выбросов от самолетов». Сэр Том Бланделл, председатель Королевской комиссии по загрязнению окружающей среды заявил, его ведомство и местные власти вокруг Хитроу и Станстеда начинают консультации с юристами по поводу легальности принятых решений.
Дело в том, что моделирование, проведенное министерством транспорта (и оспариваемое авиакомпаниями) показывает, что новая полоса в Хитроу приведет к значительному превышению выбросов диоксида азота. Особенно с учетом новых экологических требований Евросоюза, вступающих в действие в 2010 году. Правда, к 2010 году новые технологии в авиастроении, скорее всего, справятся с этой проблемой.
Кроме того, во время общественных дебатов по проблеме, многие родители, живущие недалеко от Хитроу, были возмущены тем, что их детям придется расти в шуме взлетающих лайнеров. Правительство подумало и о них: аэропорты обязаны будут компенсировать повышенный уровень шума, например, оборудовав в детских учебных заведениях комнаты с улучшенной звукоизоляцией и оплатив периодические школьные выезды из «шумной атмосферы». Пока неизвестно, во что конкретно это выльется для аэропорта, но остается надеяться, что это будет дешевле, чем отказ от строительства. Кроме того, в результате строительства сотни домов будут снесены – однако, их владельцы получат полную компенсацию стоимости плюс 30 тысяч фунтов за причиненные неудобства.
BAA, оператор Хитроу также планирует ввести плату на дорогах к аэропорту (которые компания контролирует) и тем самым сократить до приемлемого уровня количество частных автомашин. Также планируется расширить шоссе M25 от Лондона, поскольку известно, что именно пробки и медленно двигающиеся машины приводят к ухудшению качества воздуха больше, чем что-либо другое .