Самолеты падают от бедности.

Эксперты единогласно сходятся в том, что основная причина недавней катастрофы пассажирского самолета в Бенине, унесшего жизни 140 человек – элементарная бедность.

25 декабря 2003 года в деловой столице Бенина, городе Котону, потерпел катастрофу пассажирский самолет Boeing 727. В результате катастрофы погибло как минимум 130 человек, 10 считаются пропавшими без вести и только 21 человека удалось спасти. Наиболее вероятная причина катастрофы – перегрузка: самолет задел за здание в конце взлетно-посадочной полосы, после чего упал в Гвинейский залив. Большая часть погибших – экспатриаты из Ливана, которые направлялись домой на рождественские праздники. Ливанцы владеют ресторанами и другими мелкими компаниями во многих западноафриканских странах. Также погибло 15 солдат-бангладешцев из миротворческого контингента ООН – они возвращались на родину из Сьерра-Леоне и Либерии.

Большинство экспертов единогласно сходятся в одном: причина падения самолета – это элементарная бедность авиакомпании, которая, в свою очередь, вызвана крайней бедностью региона. Самолет принадлежал гвинейской компании Union des Transports Africains (UTA) и управлялся ливийским экипажем, у которого, по свидетельству властей, не было даже действительной лицензии на управление самолетом. В Африке практически не обучают пилотов, в основном там работают пилоты из других стран, не сумевшие найти работу на родине. Кроме того, большинство западноафриканских стран не имеют понятия о аэропортах в европейском смысле этого слова: вся организация существует в лучшем случае на бумаге. Весовой контроль, охрана взлетной полосы, строгие правила коммуникации между экипажем и авиадиспетчерами – обо всем этом здесь знают только понаслышке. Техническое состояние самолетов также оставляет желать лучшего. Большинство самолетов – отслужившие свой срок лайнеры, списанные в развитых странах. Взлетно-посадочные полосы не ремонтируются годами, портят покрышки.

Однако, несмотря на столь удручающее состояние авиации, она по-прежнему остается самым безопасным видом транспорта в Африке. Железные дороги практически не существуют, а автомобильный и морской транспорт часто подвергается бандитским нападениям. Африканскому транспорту отчаянно нужны инвестиции – однако их нет и не будет до тех пор, пока не будут разрешены военные конфликты, не стабилизируется политическая обстановка, не либерализуется экономика и не снизится коррупция.

30 декабрь 2003