Индия: трубопроводы можно строить всем.
В Индии делаются шаги по либерализации строительства трубопроводов – отрасли отчаянно нужны иностранные инвестиции.
15 января 2004 года правительство Индии объявило об отмене инвестиционных ограничений для иностранного капитала на строительства трубопроводов и геологоразведку. Это решение - часть обширного пакета (надо заметить, весьма популистского), который был обнародован перед ожидаемым объявлением досрочных выборов. Таким образом правительство пытается добавить себе популярности – сохраняя, однако, доминирующую роль министерства нефти и государственных нефтяных компаний.
До сегодняшнего дня в Индии существовал запрет на владение более чем 51% акционерного капитала нефте- и газопроводов иностранными компаниями. Аналогичный запрет касался компаний, занимающихся геологоразведкой. Теперь иностранные компании будут получать автоматическое разрешение на регистрацию 100% дочерних компаний, владеющих или управляющих нефтепроводами. Для трубопроводов, транспортирующих природный газ и сжиженный газ все еще потребуется специальное одобрение Совета по иностранным инвестициям (Foreign Investment Promotion Board).
Индия сейчас озабочена строительством национальной сети газопроводов и новых трубопроводов для транспортировки природного газа с открытых недавно месторождений. Сжиженный газ скоро начнет экспортироваться компаниями Petronet и Royal Dutch/Shell. «Очень важно, чтобы все препятствия к развитию трубопроводов были сняты» - говорит Вишваджит Канвапал (Vishwajeet Kanwarpal), глава консалтинговой компании Asia Consulting Group.
Решение отменить ограничения на иностранные инвестиции последовало за целой серией реформ в области либерализации нефтедобычи и маркетинга нефтепродуктов. В частности, были отменены фиксированные цены на сырую нефть и продукты нефтепереработки.
Однако, министерство нефти все еще действует в качестве регулирующего органа, всеми силами сопротивляется приватизации, и существенно влияет на розничные цены бензина и дизельного топлива. Государственные компании контролируют три четверти нефтеперерабатывающих заводов и владеют всеми автозаправками в стране кроме трех (всего заправок около 20 тысяч). В ноябре министерство также запретило всем компаниям кроме, государственных импортировать авиационный керосин.