Грядет очередная реорганизация – но не ренационализация.

Фундаментальная оценка состояния британских железных дорог начата правительством лейбористов. Министр транспорта заявляет, что она необходима для реструктуризации чрезмерно сложной и фрагментированной системы, существующей с момента приватизации.

20 января 2003 года в Великобритании было объявлено о начале комплексной оценки состояния железных дорог. По словам министра транспорта Алистера Дарлинга (Alistair Darling), основными вопросами, на которые ожидается получить ответ в ходе исследования станут вопросы технической безопасности, контроля издержек, управления инвестициями и качества обслуживания клиентов.

Сейчас для всех в Великобритании очевидно, что нынешняя организация железных дорог не работает. Постоянные конфликты между операторами поездов и инфраструктуры (во время приватизации они были разделены) с участием регуляторов приводят к бесконечной бюрократической возне, которая тормозит развитие ряда важных проектов. Основная причина этого – чрезмерная фрагментация. Во-первых, законодательно запрещено создавать компании, владеющие одновременно рельсами и поездами, а во-вторых, существует чрезмерное количество регулирующих органов, «некоторые из них с перекрывающимися обязанностями».

Министр говорит, что железнодорожный транспорт пострадал от слишком большого количества реорганизаций, проводившихся в последнее время и что отрасль сталкивается с серьезными проблемами даже несмотря на отсутствие недостатка в инвестициях. «Теперь пришло время воспользоваться плодами сделанных инвестиций и структурных изменений, которые уже произошли» - сказал он в интервью BBC. В результате, по всей видимости, пострадавшую от многочисленных реорганизаций отрасль будут лечить еще одной реорганизацией – уже шестой с момента прихода к власти лейбористов. В глазах избирателей их оправдывает только одно: приватизацию проводили консерваторы.

Аналитики предсказывают, что наиболее серьезно пострадает в результате Strategic Rail Authority, стратегическое управление железных дорог, неправительственный орган, отвечающий за долгосрочное развитие. Правительство планирует забрать у него часть полномочий – намерение, которое уже послужило причиной разговоров о «ползучей ренационализации». Когда Strategic Rail Authority совсем недавно отобрало франшизу у оператора поездов, компании Connex в графстве Кент, со стороны профсоюза транспортников RMT раздались призывы не назначать нового коммерческого оператора, а создать государственную компанию «для общественного блага, а не частной прибыли». Общественная организация под названием Совет железнодорожных пассажиров (Rail Passengers Council) присоединилась к акции, призвав правительство подумать о выгодах ренационализации.
Частично отвечая на эти призывы, Алистер Дарлинг отверг возможность ренационализации железных дорог в какой бы то ни было форме, отметив, что «это не решит проблемы сети». «Никакой государственный орган не может и не должен пытаться выполнять роль железнодорожного оператора» - сказал он.

Министр транспорта абсолютно прав в том, что ренационализация не решит проблемы железных дорог. Не надо забывать о том, что приватизировав сеть, государство получило, возможно, менее эффективную, но и намного менее дотационную отрасль. Отрасль, которая нуждается прежде всего в полноценной конкуренции для постоянного снижения издержек. Однако возможно, хорошей идеей было бы снять существующий запрет для владельцев инфраструктуры быть одновременно и операторам поездов – это решение позволит сильно сократить количество бюрократии и проволочек.

21 январь 2004