Забастовка за право на забастовку.

Во Франции снова забастовка государственных транспортников – на этот раз они протестуют против намерения правительства ограничить их забастовочные права.

21 января 2003 года во Франции началась 24-часовая забастовка железнодорожников, протестующих против планов правительства сократить их права на забастовку. Заодно, железнодорожники протестуют против недостаточного, по их мнению, поднятия заработной платы - всего на один процент (вместо требуемых шести) и намерении сократить три с половиной тысячи служащих в следующем году. Инициатором забастовки стал профсоюз государственной компании SNCF, той самой, которая планирует сокращения. Сейчас на компанию работают 180 тысяч человек, это явно несколько больше, чем нужно.

В результате забастовки больше всего пострадали жители пригородов Парижа – из четырех пригородных поездов сети RER ходил только один. Многие просто взяли отгул на один день, чтобы не толкаться в забитых до отказа электричках. Кроме того, не ходили половина поездов междугородних поездов Corail и треть скоростных поездов TGV.

Для правоцентристского правительство Жана-Пьера Рафаррена (Pierre Raffarin) это не первая забастовка на этой неделе. Для начала, бастовали служащие государственных концернов EDF и GDF, электрического и газового соответственно. Они протестовали против изменения статуса их компаний на акционерное общество, что, как они считали, является началом «ползучей приватизации». Приватизация, действительно, в скором времени последует – в соответствии с директивой Евросоюза о дерегулировании энергетических рынков, которая вступает в силу в июле этого года.

Железнодорожники же озабочены не столько приватизацией – которая для них пока далеко, сколько намерением правительства (озвученным недавно Жаком Шираком), заставить сотрудников сохранять некое минимальное количество сервиса на время забастовки. Профсоюзы справедливо опасаются, что это сделает забастовочный шантаж несколько менее эффективной мерой. Однако, правительство вряд ли откажется от своих планов. Французская экономика действительно требует ряда не вполне популярных реформ – а их невозможно проводить под постоянной угрозой остановки поездов и отключения электричества. В прошлом году крупнейшая забастовка транспортников не заставила отказаться правительство от планов пенсионной реформы – вряд ли нынешняя забастовка что-то принципиально изменит в твердой позиции Ширака и Раффарена.

23 январь 2004