Это не компенсации, а штрафы.

Новый закон Евросоюза, предусматривающий повышенные компенсации для пассажиров, которые не смогли улететь своим рейсом, скорее всего будет оспорен в суде группой из 10 «бюджетных» авиакомпаний. Этот «закон о защите прав потребителей» может сильно осложнить отношения потребителей с авиакомпаниями и привести к росту цен.

26 января 2004 года Совет Евросоюза одобрил новый закон о компенсациях и помощи пассажирам авиакомпаний, которым было отказано в посадке, рейс которых был отменен или надолго задержан. Делегации Ирландии и Соединенного Королевства проголосовали «против», а представители Германии воздержалась. Новые требования, которые вступят в силу в 2005 году, послужат заменой аналогичному закону от 1991 года, согласно которому права пассажиров на получение компенсации весьма ограничены. Новый закон также касается чартерных рейсов.

«Все сильно поменяется с новым законом, права пассажиров отныне будут эффективно защищены» - говорят представители комитета Еврокомисси по транспорту. В соответствии с данными Еврокомиссии, из-за задержек и отмен рейсов ежегодно страдают до четверти миллиона пассажиров. Закон делит компенсации на три категории: 250 евро для полетов менее чем на 1,500 километров, 400 евро для полетов внутри Евросоюза более чем на 1,500 километров или для международных полетов на 1,500-3,500 километров и 600 евро для более далеких перелетов. Также, закон требует бесплатного предоставления пассажирам еды, гостиниц и альтернативных полетов в случае, если рейс был отменен или задержан по причине погоды или в других ситуациях, находящихся вне контроля авиакомпаний.

Женевская Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA), представляющая интересы 280 авиакомпаний заявила, что новый закон вступает в конфликт с Варшавской и Монреальской конвенциями и снижает конкурентоспособность европейских авиакомпаний по сравнению с авиакомпаниями других стран. Новый закон приведет к бесконечным диспутам между пассажирами, аэропортами и авиакомпаниями, так как «ключевые положения текста допускают двойное толкование, оставляя широкий простор для интерпретаций». Джованни Бизиньяни (Giovanni Bisignani), генеральный директор IATA заявил, что «Дух закона подразумевает скорее наказание, чем компенсацию и он будет иметь отрицательное воздействие на цены».

Кроме того, недавно образованная Ассоциация европейских авиакомпаний с низкими ценами (European Low Fares Airline Association, ELFAA), заявила, что намерена в скором времени оспорить принятый закон. «Любая компенсация должна быть производной от цены билета. Это закон больше похож на штраф.» - говорит президент ассоциации, Вольфганг Курт (Wolfgang Kurth). Авиакомпании, работающие в низком ценовом сегменте опасаются, что это заставит их поднять цены, лишив основного конкурентного преимущества. Сумма штрафа, которую предусматривает закон, во многих случаях намного выше стоимости билета. Кроме того, закон дискриминирует авиаперевозки по сравнению с другими видами транспорта. В ответ на критику Еврокомиссия, которая и была инициатором этого закона, объявила, что планирует введение аналогичных законов для других видов транспорта, включая железнодорожный и морской.

30 январь 2004