«Бесплатные» инвалидные кресла будут оплачивать все пассажиры.

Британский суд присудил денежную компенсацию инвалиду, которому авиакомпания Ryanair отказались предоставить бесплатное инвалидное кресло в аэропорту Стансед. В ответ авиакомпания подняла цены на билеты, чтобы покрыть возникшие дополнительные издержки. "Общественность" возмущена.

30 января 2004 года ирландская «бюджетная» авиакомпания Ryanair Holdings Plc потерпела поражение в судебном разбирательстве против инвалида, требовавшего возврата платы, которую ему пришлось внести за инвалидное кресло в аэропорту Стансед (один из лондонских аэропортов, управляемых компанией BAA). Авиакомпания не согласна с решением суда и намеревается подать апелляцию. А между тем, прецедент делает ее уязвимой для аналогичных коллективных исков от всех остальных инвалидов, которым когда-то пришлось заплатить аналогичную услугу.

Судья лондонского суда Кроуфорд Линдсэй (Crawford Lindsay) постановил, что 18 фунтов, которые потребовали заплатить 54-летнего инвалида Боба Росса (Bob Ross) два года назад за перевозку его в кресле были потребованы незаконно. Росс путешествовал без своего кресла, а у авиакомпании кресла тоже не было – поэтому, он был перенаправлен к третьей (неназванной) стороне, которая и получила от Росса пресловутые 18 фунтов – и еще 18 фунтов на обратном пути. Росс страдает от последствий церебрального паралича и артрита, он не может продолжительное время стоять и ходить. Обычно он обходится без кресла – но километровое путешествие по терминалу показалось ему слишком утомительным. Ryanair в ответном пресс-релизе назвала решение «негодным», утверждая, что помощь на терминале должна была быть оказана компанией BAA. Компенсация, присужденная Россу, покрывает 36 фунтов расходов, 300 фунтов – стоимость кресла, которое ему пришлось в итоге купить и еще 1000 фунтов морального ущерба.

В ответ на судебное решение и угрозу новых коллективных исков, компания объявила о временном повышении цен на авиабилеты - для того, чтобы покрыть издержки от возможных судебных потерь, равно как и стоимость предоставления кресел для инвалидов в аэропортах BAA Стансед и Гэтвик, а также в Дублине и Шэнноне. По словам представителей авиакомпании, это 4 из 86 европейских аэропортов, которые не предоставляют такую услугу самостоятельно. Стоимость билетов будет повышена аж на 50 пенсов. Эта надбавка, которая в за год может собрать компании до 12 миллионов фунтов дополнительно, будет отменена при первой же возможности.

Решение вызвало бурю возмущения среди «прогрессивной общественности». Королевская ассоциация по делам инвалидности и реабилитации (Royal Association for Disability and Rehabilitation) заявила, что это «еще один пример того, какой рутинной дискриминации инвалиды подвергаются каждый день». «Почему авиакомпания, чьи доходы составляют миллионы не могут бесплатно предоставить инвалиду кресло? Почему другие авиакомпании делают это бесплатно и не повышают цены?» - возмущаются они. Кажется, принципы по которым работают авиакомпании-дискаунтеры остаются загадкой для большинства членов таких обществ. Почему-то им трудно понять, что низкие цены достигаются как раз экономией на тысяче мелочей такого рода.

Представители другой организации, Комиссии по правам инвалидов (Disability Rights Commission) назвали решение компании «пощечиной всем инвалидам, желающим воспользоваться авиаперелетами по низким ценам». Ситуация действительно ужасающая. Подумать только! Инвалиду пришлось заплатить дополнительные 18 фунтов за перелет из Англии во Францию, который обошелся ему – по специальной цене – в целых 10 (!) фунтов. Да, феноменальная жадность корпораций иногда просто поражает.

03 февраль 2004