О политической программе промышленного дерегулирования

Предлагаемая программа лишает бюрократию и политические элиты механизма ежегодного торга, связанного с переводом административной валюты в денежную форму, и предлагает заменить его одним актом глобальной «уторговки». Это предложение, видимо, встретит противодействие тех бюрократов и политиков, которые полагают свои позиции гарантированными на долгие годы, но можно ожидать поддержки от тех, кто считает более разумным получить максимальные дивиденды в краткосрочной перспективе.

Государственное вмешательство в ряде отраслей российской экономики продолжает служить барьером на пути экономического роста, развития рынка и определения реальных, а не вымышленных, инвестиционных приоритетов. 

Особенно зарегулированными являются такие сектора экономики, как топливно-энергетический комплекс, транспорт (включая железнодорожный и трубопроводный), связь. Регулирование во многих из них по прежнему строится на политической теории естественной монополии, не имеющей под собой экономического содержания. 

В структуре российской экономики велика зависимость могущественных политических групп от ежегодной делёжки бюджетного пирога, через который перераспределяется значительная доля национального богатства. Такая зависимость отчасти представляется закономерным следствием наличия большого объёма унаследованной из СССР всенародной собственности, легитимность приватизации которой до сих пор находится под вопросом. Государственное регулирование (особенно регулирование тарифов) является важнейшим механизмом этой делёжки. В свою очередь, перераспределяемые потоки бюджета существенно зависимость от регулирования ТЭК. Всё это превращает дерегулирование и реформы в политический проект, направленный на перевод значительных объёмов ресурсов из административной валюты (возможность воздействовать на силовые государственные решения о тарифах, налогах, лицензиях) в обычную денежную форму.

Последовательная программа дерегулирования должна быть направлена на выявление и фиксацию тех прав и обязательств государства и хозяйствующих субъектов, которые сегодня воплощены в законодательно и административном закреплённых мерах прямого вмешательства в экономику. Будучи один раз выявлены, согласованы между сторонами, оформлены в виде инструментов гражданского права и запущены в оборот, эти права и обязательства обретут денежную оценку, что не может не устраивать многих бенефициаров этого процесса со стороны бизнеса. Запрет на дальнейшее увеличение регуляторного бремени (запрет на эмиссию новой административной валюты) позволит новым экономическим субъектам работать в условиях свободы от старых обязательств.

В то же время предлагаемая программа лишает бюрократию и политические элиты механизма ежегодного торга, связанного с переводом административной валюты в денежную форму, и предлагает заменить его одним актом глобальной уторговки. Это предложение, видимо, встретит противодействие тех бюрократов и политиков, которые полагают свои позиции гарантированными на долгие годы, но можно ожидать поддержки от тех, кто считает более разумным получить максимальные дивиденды в краткосрочной перспективе.

Предлагаемая программа может быть реализована как комплекс отраслевых мер, учитывающих специфику каждой конкретной отрасли, или как набор универсальных норм. Разработка и принятие отраслевых актов может быть проще с точки зрения затрат интеллектуальных и лоббистских ресурсов, но результат отраслевого подхода будет неизбежно гораздо более фрагментарным.

Примерный состав глобальных законодательных актов может быть следующим (возможно написание аналогичных законов, специфических для каждой отрасли):

 

1. Федеральный закон Об экономических условиях ввода новых объектов в регулируемых отраслях промышленности.

Закон вводит принцип новое свободно для всех новых мощностей и магистралей в электроэнергетике, на транспорте (включая железнодорожный и трубопроводный транспорт), в связи и телекоммуникациях (включая почту), и т.д.

Закон разграничивает старое и новое, освобождает новые мощности, магистрали и оборудование от тарифного и иного регулирования, заменяет лицензирование раскрытием информации и страхованием. Закон декларирует свободу контрактных отношений между новым и старым, включая отсутствие для владельцев нового каких-либо прав требовать доступа к старым ресурсам на регулируемых условиях.

 

2. Федеральный закон Об инвентаризации обязательств экономических субъектов в регулируемых отраслях промышленности.

Закон описывает порядок и правила инвентаризации обязательств, обременяющих существующие промышленные активы, и воплощённых сегодня в тарифном регулировании, лицензировании и иных формах государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. Закон устанавливает общие признаки выявляемых обязательств, определяет форму и существенные условия их фиксации:

  •  Денежная природа: денежное выражение обязательства (потолок цены, льготы по оплате, бесплатность).
  •  Адресность: явное указание на то лицо, перед кем существует обязательство (население, промышленные потребители, рабочие, и т.п.).
  • Срочность: явное указание срока существования обязательства (бессрочное, ограниченное во времени).
  •  Привязка: явное указание активов (а не юридических лиц!), которые обременены обязательством (генератор, трубопровод и т.п.), смена обязанного лица при смене владельца активов.
  • Закон обязывает Правительство РФ провести инвентаризацию обязательств для всех регулируемых субъектов в течение 2-3 лет.

 

3. Закон О порядке выпуска ценных бумаг для оформления обязательств экономических субъектов в регулируемых отраслях промышленности.

Закон описывает порядок выпуска и обращения ценных бумаг, дающих держателю право требовать от хозяйствующих субъектов (владельцев определённых активов) исполнения их обязательств, прошедших инвентаризацию.

Право принять решение о выпуске ценных бумаг для оформления инвентаризованных обязательств принадлежит исключительно самому хозяйствующему субъекту (собранию акционеров). При наличии доли государства Закон обязывает государство голосовать за.

Выпущенные ценные бумаги распространяются среди выявленных инвентаризацией адресатов обязательств. Ценные бумаги могут свободно обращаться на рынке.

22 июль 2002

Регулирование экономической деятельности