Предложения в федеральную программу Государственной поддержки малого предпринимательства
Цель Программы
Конкретные направления Программы
1. Сделать программу программой поддержки малого и среднего бизнеса.
2. Установить, что целью программы является создание нормальных общих условий для ведения малого и среднего бизнеса (конкретные предложения ниже), что абсолютно все бюджетные средства (если таковые вообще будут) должны быть потрачены исключительно и только на создание этих общих условий. Запретить явно использование бюджетных средств или создание иных льгот и преференций каким-либо конкретным субъектам и/или отраслям малого и среднего бизнеса. Ликвидировать бюджетное финансирование фондов поддержки малого предпринимательства.
3. Для разработки соответствующих законопроектов создать общественный совет по малому и среднему бизнесу при Президенте РФ, прописав явно, что:
- - Совет общественный, т.е. никаких денег за работу в нем никто не получает;
- - Членами Совета могут быть исключительно и только представители малого и среднего бизнеса (никаких чиновников и ученых);
- - Совет готовит законодательные предложения Президенту по созданию общих условий для развития бизнеса.
4. Установить, что программа целиком должна быть разработана в первой половине 2002 г. и реализована в 2002-2003 гг. (т.е. с 1.01.2003 все законодательство должно действовать).
Конкретные направления Программы (что делать):
1. Нормализация налогового законодательства в отношении малого и среднего бизнеса:
- Замена всех налогов и сборов единым налогом по упрощенной системе налогообложения (по предложениям РСПП, ОПОРы);
- Внесение принципа добровольности выбора налогоплательщиком общей, упрощенной или вмененной системы налогообложения;
- Отмена обязательности накопительной части ЕСН и платежей в фонды медицинского и социального страхования. - Замена их всех добровольным страхованием (или отказом от страхования) на свободном рынке;
- Перенос оставшейся части социальных налогов (базовая пенсия) на физических лиц (с соответствующей индексацией номинальных зарплат работников). Резкое упрощение расчета, введение фиксированной и низкой плоской ставки, упрощение отчетности по ЕСН, совмещение ЕСН с налогом на доходы физических лиц и использование единого механизма персонализации (используемого при отчетности по налогу на доходы физических лиц);
- Отмена НДС (для всех предприятий, включая крупные). Либо, как минимум, изменение форм и процедур учета и расчета НДС так, чтобы каждый плательщик НДС считал его по собственным результатам (доходы минус расходы), вне зависимости от того, являются или нет его поставщики и покупатели плательщиками НДС. Полная ликвидация любых ситуаций, при которых бюджет обязан возмещать НДС налогоплательщику;
- Право налогоплательщика вести и сдавать любую отчетность в электронном виде (в т.ч. через Интернет);
- Полная отмена экспортно-импортных таможенных пошлин и сборов (за исключением разве что экспорта природных ресурсов до тех пор, пока реальная цена этих ресурсов не включена прямо в обязательные платежи по лицензионному соглашению).
2. Установление принципа одного окна для любого неналогового взаимодействия государственных, региональных, муниципальных, надзорных и иных органов с предпринимателями. Как для обращения предпринимателей, так и для любых проверок и пр. со стороны соответствующих органов.
3. Замена всех видов предварительного лицензирования видов деятельности на законодательное установление соответствующих нормативов и регулярный мониторинг этих нормативов со стороны контрольных и надзорных органов. Замена предварительных разрешений (лицензий) на штрафы и принудительное прекращение деятельности предприятий в случае фактического нарушения установленных нормативов. Установление, что в случае разногласий предприятия и контрольного органа решение принимается в судебном порядке. Возложение на надзорные и контрольные органы полной ответственности за соответствие их решений и заключений законодательству (включая полное возмещение ущерба потерпевшим лицам).
4. Введение такого порядка проведения налоговых проверок, при котором:
- Налоговая проверка на предприятии производится исключительно и только при наличии у налогового органа подозрений об укрывательстве от налогов или неправильном исчислении и уплате налогов;
- Такое подозрение должно быть явно оформлено с указанием как самих подозрений, так и документов, проверка которых может подтвердить или снять указанные подозрения. Указанный документ (подозрение) должен быть подписан налоговым инспектором и оформлен в трех экземплярах, один из которых остается в делах налогового органа, второй регистрируется в вышестоящем налоговом органе, а третий вручается налогоплательщику;
- До начала проверки налогоплательщик вправе проверить, что подозрение надлежащим образом зарегистрировано в вышестоящем органе, и вправе предоставить проверяющему только ту информацию и документы, которые перечислены в подозрении. Искать неизвестно что или проверять что-либо за пределами оформленных подозрений проверяющему должно быть запрещено;
- На основе анализа представленных документов (перечисленных в подозрении) проверяющий обязан составить акт проверки, в котором (с соблюдением принципа презумпции невиновности) фиксировать, получено ли документальное подтверждение проверяемых подозрений, или нет. Указанный Акт также подписывается налоговым инспектором (проверяющим) и оформляется в трех экземплярах, один из которых остается в делах налогового органа, второй регистрируется в вышестоящем налоговом органе, а третий вручается налогоплательщику;
- Налоговые органы обязаны по каждому налоговому инспектору вести реестр его подозрений и результатов соответствующих проверок.
5. Что-то аналогичное предыдущему пункту можно ввести и для любых внеплановых проверок пожарных, санитарных и прочих контрольно-надзорных органов.