О налогообложении малого бизнеса
Тезисы к выступлению Г.В.Лебедева 1.04.02
Основные задачи, которые должна решить система налогообложения малого бизнеса:
1. Устранение любых неясностей, двусмысленностей и возможностей трактовки. Устранение рисков существующей системы, связанных с тем, что при любом поведении налогоплательщика инспектор всегда может обнаружить ошибки учета, насчитать пени, штрафы и т.п.
2. Радикальное сокращение издержек, связанных с учетом, отчетностью, уплатой/взиманием налогов. Как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны государства. Соответственно, возможность одновременно:
- направить ресурсы общества из непроизводительной сферы в производительную;
- снизить совокупные издержки налогоплательщиков;
- увеличить налоговые доходы государства.
3. Создание условий для выхода из тени, устранение издержек на платежи крышам и устранение связанных с этим рисков.
4. Радикальное упрощение учета и отчетности, возможность вообще не иметь бухгалтера. Учет должен быть близок тому, что любой предприниматель считает для себя и так.
5. Полнота и замкнутость. Специальный налоговый режим для малого бизнеса не должен содержать отсылок к другим документам, должен включать все учетные формы и алгоритмы их заполнения. Он должен явно запрещать издание каких бы то ни было инструкций, писем, разъяснений, методических указаний и пр. Если плательщик перешел на этот режим, то 8-10 страниц, описывающих этот режим, это все, что надо знать плательщику.
6. В случае налогообложения разницы доходов и расходов непризнание каких-то платежей расходами должно производится исключительно по типу платежа. Никогда и ни при каких условиях не должно быть анализа/контроля обоснованности платежей и/или цен сделок. Лучше перестраховаться по типам платежей, но исключить любую возможность последующей трактовки платежей, как не необходимых для производственной деятельности. Желательно иметь закрытый перечень платежей, не уменьшающих налогооблагаемую базу (а не наоборот).
7. Ставка налога не критична гораздо важнее технология и процедуры. Однако, при установлении номинальной ставки выше 20% от разницы доходов и расходов, налоговый сборы начнут уменьшатся, поскольку плательщики начнут применение схем ухода от налогообложения, и реальная ставка окажется много ниже 20%.
8. Единственным ограничивающим фактором для применения системы должна быть численность предприятия (которую плательщик полностью контролирует). Должны быть исключены любые ограничения по обороту (лимит годового дохода) и все нормы, связанные с принудительным возвратом и пересчетом налогов в случае превышения этого лимита.
9. Переход на систему налогообложения малого бизнеса должен быть добровольным и уведомительным. Обратный переход может требовать согласия МНС и может быть сколь угодно сложным (поскольку требует восстановления полноценного бухгалтерского и налогового учета).
10. Плательщики, выбравшие в качестве базы совокупный доход, должны быть вправе вообще не вести никакого учета расходов и не отчитываться по ним.
11. Вновь созданные предприятия должны быть вправе применять упрощенную систему с момента создания, уведомив налоговый орган о таком переходе при первоначальной постановке на учет в налоговом органе.
12. Лимит численности следует поднять до 250-500 человек, исходя из того, что этот порог должен обезопасить доходы бюджета, а не отсечь лишних. Т.е. считать, что это система для малого и среднего бизнеса.
13. Должны быть исключены понятие и все нормы про амортизацию. Расходы должны засчитываться целиком в момент их совершения.
14. Должны быть исключены нормы, касающиеся убытков прошлых периодов. Следует вести учет нарастающим итогом не только внутри года, но и сквозь границу года в течение всего времени применения упрощенной системы (в варианте доходы минус расходы).
15. Должны быть исключены нормы про обязательность статистической отчетности, либо годовая форма такой (упрощенной) отчетности должна быть включена непосредственно в главу, чтобы ничего другого потребовать было нельзя.
16. Целесообразно заменить перечень заменяемых налогов, на закрытый перечень налогов и сборов, которые единый налог по упрощенной системе не заменяет. Это упростит жизнь плательщикам по упрощенной системе и исключит риски, связанные с принятием чего-то нового, в том числе на региональном и местном уровне.
17. Поскольку учет и отчетность ПБОЮЛ и ООО по упрощенной системе перестают значимо отличаться, то можно исключить ПБОЮЛ из субъектов упрощенной системы (и упростить главу), считая, что для ведения бизнеса, учета и отчетности по упрощенной системе соответствующие физ.лица должны создать юр.лицо (например, ООО на 100% принадлежащее физ.лицу) и расслоить свою предпринимательскую (через ООО) и непредпринимательскую деятельность сами. Такой подход позволит упростить главу и, возможно, исключить какие-то злоупотребления в связи с двойственностью статуса ПБОЮЛ.
18. Единый социальный налог надо перевести на физ.лиц (с индексацией зарплат), а также сделать его плоским и низким (не более 20%). Кроме того, необходимо упростить алгоритмы персонификации, например, по образцу персонификации подоходного налога.