Транспорт: реформы первой очереди
Приведены предложения, с чего начинать реформу транспорта в текущей политической ситуации -- консолидация всех отраслей в единую мегаотрасль, отделение имущественных комплексов и их эксплуатации от регуляторной функции, регуляторной функции от надзора и контроля и т.д.
Транспорт настоятельно требует реформы, он является одной из самых социалистических отраслей в сегодняшней России (впрочем, это относится и ко всему миру). Все признаки социализма налицо:
- Ценовое регулирование и его следствие: недостаток производственных мощностей. Призрак кризиса перепроизводства не стоит пока ни перед какой из транспортных отраслей – это верный сигнал о социалистическом застое и стагнации.
- Собственники мощностей не имеют возможностей ими воспользоваться. Это верный сигнал отсутствия инвестиций в создание нового богатства в данной отрасли. Возможность попользоваться собственным трубопроводом, например, рассматривается как льгота!
- По числу забастовщиков транспортники уже могут уже сравниться с шахтерами, это верный признак укоренившихся социалистических традиций и профессионального застоя.
- Список можно продолжать и продолжать: каждая особенность функционирования практически любого транспорта в России является подтверждением социалистических в нем порядков – идет ли речь о введении в крупных и мелких городах жетонов на таксомоторном транспорте или об особенностях регулирования аэропортового хозяйства.
Основные задачи радикальной реформы транспорта были описаны в меморандуме Юрия Кузнецова «Подходы к концепции дерегулирования транспорта в Российской Федерации» от 19 мая 2002г. К сожалению, текущая политическая ситуация не позволяет в полной мере и быстро реализовать эти подходы. Прежде всего, не хватает людей, способных единообразно думать о разных видах транспорта как о подотраслях, имеющих одинаковые проблемы и одинаковую специфику и решать эти проблемы в рамках одного регуляторного подхода. Поэтому пока возможна реализация начального (подготовительного) этапа реформирования транспорта, при котором будут реализованы только три задачи:
- В сознании людей (и как следствие – в законодательстве, хотя можно обсуждать, что тут первично: сознание или законодательство) будет сформирована отрасль транспорта как таковая, чтобы было возможно применить к этой отрасли единообразное регулирование в рамках «большой реформы по дерегулированию транспорта».
- Регулирование (единой) отрасли будет отделено от надзорных функций, и отделено от выполнения хозяйственных функций. То есть разделены не только МПС и РАО «РЖД», но подобные операции проведены во всех подотраслях. Все регуляторные функции должны быть сосредоточены в Министерстве транспорта.
- Хозяйственные функции будут отделены в отдельные юридические лица, для них инвентаризованы «социальные обязательства», а затем имущественные комплексы этих хозяйствующих субъектов приватизируются с одновременным отягощением имущественных комплексов имеющимися социальными обязательствами (сервитутами) – возможно, приватизация пройдет уже на следующем шаге реформы, после законодательного закрепления принципа «все новое свободно».
Этих трех первых шагов будет вполне достаточно для того, чтобы приступить к реализации следующего шага реформы, базирующегося на унифицированной отмене для всех транспортных подотраслей концепции регулирования, основанной на понятии «естественной монополии» для транспортной инфраструктуры. Инициатором подобной реформы регулирования могло бы быть новое, объединенное для всех подотраслей Министерство транспорта (чтобы не повторять ошибки, когда инициатором реформы электроэнергетики стало хозяйствующее и акционированное РАО «ЕЭС России», что сразу же породило конфликт интересов).
Все эти шаги «реформы первой очереди» можно выполнить за 3-5 лет (из опыта других реформ: 1 год на создание, обоснование, обсуждение и утверждение концепции подобной реформы в виде, например, «Концепции развития транспорта в РФ», 2 года на реорганизацию управления отраслью согласно этой концепции (т.е. выпуск нормативных документов и реорганизацию министерств и ведомств) и еще 2 года на выполнение имущественных операций по созданию субъектов новых рынков и их приватизации.
Все вышесказанное не исключает, а наоборот – предполагает обсуждение «настоящей реформы отрасли» с самого начала, с попыткой ввести уже в текущую Концепцию развития транспорта максимальное количество положений «большой реформы».