Жизнь бизнеса. Друзья-конкуренты.
В мае 2003 года в Ростове Великом была открыта новая гостиница – «Усадьба Плешанова». Хотя это на первый взгляд и странно, но конкуренты довольны ее появлением. «Мы рады, что открылась эта гостиница» - говорит Людмила Михайлова, представитель конкурирурующего «Дома на погребах».
(Выпускник МГИМО уехал в Ростов, Ведомости, А7, 3 ноября 2003 года)
К счастью, «Ведомости» приводят не только загадку, но и разгадку. Радость конкурентов объясняется просто: «Туристы часто путешествуют группами по 30 человек в автобусе. Так как разместиться все в Ростове Великом они не могут, то, осмотрев Кремль и прочие достопримечательности, ночевать едут, к примеру, в Ярославль».
Приведенный случай весьма хорош тем, что позволяет обратить внимание на вопрос, вполне очевидный для бизнеса, но, к сожалению, не очевидный для многих экономистов. На взгляд экономиста конкуренция чаще всего представляет собой либо войну на выживание, либо же патовую ситуацию, когда ни один игрок не может существенно повлиять на ситуацию на рынке. На взгляд же бизнесмена скорее интересна не конкуренция как явление, а конкуренты, действия которых могут влиять на бизнес. Эти действия могут как играть «на», так и «против» бизнесмена. В такой системе координат если что-то и имеет смысл называть конкуренцией, так это то, что приходится делать в связи с действиями конкурентов.
Конечно, выбор взгляда на конкуренцию между этими двумя вопрос вкуса. Хотя и не только. Если мы примем точку зрения экономиста, то стороннику конкуренции придется ограничивать свободу сделок и права собственности, например, чтобы конкуренты не сливались и продолжали «сражаться» друг с другом. Если же принять точку зрения бизнеса, то нужно просто делать свое дело. Ведь конкуренция для бизнесмена – не развлечение, наподобие тараканьих бегов, а «всего лишь» производство ради прибыли.