КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОБЗОРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

Концепции реформирования, обзоры международного обыта, аналитические материалы, статьи.

  • Концепция реформы законодательства о конкуренции

    Приведено описание возможных этапов реформы антитрастовского законодательства в России, опирающееся на анализ современного опыта антимонопольного регулирования.

    30 ноябрь 2003
  • Цели антимонопольных законов в России и других странах мира

    На сравнительном примере законодательства разных стран видно, как заявляемые цели законов и прописываемые в них средства их достижения явно противоречат друг другу. Тем самым "антимонопольные" законы фактически противодействуют конкуренции, защищая неэффективных собственников.

    29 март 2004
  • Понятие конкуренции в экономике, менеджменте, праве и обыденной речи

    Выделены, проиллюстрированы примерами и проанализированы две основные традиции в определении конкуренции. К первой принадлежат представители менеджемента, австрийской школы экономики и носители русского языка. Для них конкуренция предполагает соревнование между отдельными гражданами и фирмами за возможности улучшить свое положения. Ко второй традиции принадлежит большинство представителей экономической науки. По их мнению, конкуренция существует тогда, когда фирмы получают возможность не учитывать действия друг друга. Рыночный механизм, на их взгляд, должен быть безличным и не зависеть от действий отдельных лиц.

    04 декабрь 2003
  • Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие

    Вопросы экономики, 2003, N 9, с. 33-48

    Антимонопольное законодательство традиционно считается атрибутом свободной рыночной экономики и стимулом к росту общественного благосостояния. В статье приводится критический анализ данных тезисов и предлагаются теоретические, исторические и практические аргументы, говорящих об отрицательном воздействии антимонопольных законов на экономическое развитие. В статье делается вывод, что антимонопольные акты ликвидируют конкуренцию, выступая как средство защиты мелких товаропроизводителей, а при тарифном регулировании цен они устанавливаются обычно на более высоком уровне, чем достигается в условиях соревновательной конкуренции.

    сентябрь 2003
  • О праве собственности на внешние эффекты

    Вопросы экономики, 2004, N 1, с. 141-146

    В статье выделяется базовый пункт дискуссии об антимонопольной политике - теория прав собственности. Критическому обсуждению подвергается как собственно новая институциональная теория прав собственности, так и лежащие в основе ее рекомендаций ценностные суждений. На основе проведенного анализа делается вывод о необходимости изменения задач антимонопольной политики и выдвигаются практические предложения по ее корректировке.

    январь 2004
  • Юрий Кузнецов. Критика теоретических основ антимонопольного регулирования

    Кузнецов Ю.В. Критика теоретических основ антимонопольного регулирования, Экономический Вестник (Минск), выпуск 2, N 4, 2002, с.595-613.

    В настоящее время в экономической теории общепринятой является неоклассическая теория монополии (или теория несовершенной конкуренции). Согласно этой теории достаточным основанием для государственного антимонопольного регулирования являются общественные потери (неэффективность), обусловленные существованием монополии. В работе рассматриваются основные аргументы, выдвигаемые против такой концепции. На их основе автор приходит к выводу, что неоклассическая теория монополии в реальности представляет собой идеологию, призывающую к релятивизации прав собственности и массовой агрессии государства против частной собственности и личной свободы. Эта идеология требует фактической ликвидации рыночной экономики, основанной на добровольном обмене, и создания институтов, представляющих собой вариант государственного централизованного планирования.

    30 декабрь 2004
  • Вадим Новиков. Антимонопольное регулирование и этика эффективности.

  • Антимонопольное законодательство и международная торговля

    Антитрастовское законодательство проявляется в международных антидемпинговых мерах, невозможности для национальных компаний вырастать до уровня, когда они способны конкурировать на мировом рынке и приводит ко многим другим бедам в международной торговле.

    16 ноябрь 2003
  • Функции МАП России -- анализ избыточности

    В соответствии с Концепцией реформы антимонопольного законодательства произведен анализ избыточности функций МАП России в форме таблиц функций, принятых в административной реформе.

    05 декабрь 2003
  • Развитие конкуренции. Презентация.

    Презентация руководителя проекта ЦСР "Конкурентная политика" С.А. Васильева на конференции "Экономические реформы: Российская повестка дня и мировой опыт".
    Указывается на то, что государство является основным источником неравных условий конкуренции; предлагается смягчение норм антимонопольного законрдательства, создание конкурентного процессуального кодекса, отказ от применения "правила взвешенного подхода" (rule of reason), переход к уведомительному контролю за сделками экономической концентрации.

    20 май 2005
  • Развитие конкуренции.

    Стенограмма доклада руководителя проекта ЦСР "Конкурентная политика" С.А. Васильева на конференции "Экономические реформы: Российская повестка дня и мировой опыт".
    Указывается на то, что государство является основным источником неравных условий конкуренции; предлагается смягчение норм антимонопольного законрдательства, создание конкурентного процессуального кодекса, отказ от применения "правила взвешенного подхода" (rule of reason), переход к уведомительному контролю за сделками экономической концентрации.

    20 май 2005
  • Тезисы о реформе естественных монополий и переходе к регулированию услуг общего экономического значения

    Предложения к разрабатываемому Федеральной службой по тарифам федеральному закону "О товарах и услугах общеэкономического значения, который призван заменить ныне действующий ФЗ "О естественных монополиях".
    В рамках описываемого подхода рекомендуется (а) отказ от использования в основе нового закона теории антимонопольного регулирования; (б) перевод естественно-монопольного регулирования в инфраструктурынх отраслях в обремения существующих активов при освобождении от обременений вновь вводимых в действие активов; (в) систематизация исключений из ныне действующих рамочных законов по тарифному и нетарифному регулированию с параллельным отказом от необоснованных исключений.

    13 октябрь 2005
  • Антимонопольная ворожба

    Антимонопольное законодательство способствует коррозии частной собственности, основ здоровой экономики и здорового общества.

    26 ноябрь 2007
  • Антимонопольное законодательство с точки зрения права

    Выступление на Вторых чтениях памяти В.С. Нерсесянца (либертарно-юридический проект), состоявшихся 11.12.07. Текст доклада содержится в заметках к презентации.

    Основная идея: антимонопольное законодательство нарушает принцип равенства прав граждан и предполагает обобществление крупной собственности, а потому носит антиправовой характер.

    12 декабрь 2007
  • Антимонопольная алхимия: превращение интересов в права

    Предложенное руководителям ФАС И. Артемьевым и А. Сушкевичем обоснование (см. http://www.prompolit.ru/306355) необходимости антимонопольного регулирования находится в противоречии с принципами права, предполагая подмену свободы вседозволенностью, а справедливости - следованием групповым интересам.
    (Кузнецов Ю. Новиков В. Антимонопольная алхимия: превращение интересов в права \\ Экономическая политика, N 2, 2008)

    21 апрель 2008
  • И. Артемьев А. Сушкевич Основания антимонопольной политики государства

    Артемьев И. Сушкевич А. Основания антимонопольной политики государства // Экономическая политика, N 4, 2007, стр. 200-206

    В статье руководители ФАС дают ответ на критику антимонопольного законодательства и выдвигают две основные задачи антимонопольного регулирования: защита свободы экономической деятельности и защита справедливости экономического обмена. Ответ на эту статью вышел в N 2 "Экономической политики" за 2008 г. (См. http://www.prompolit.ru/301977)

    29 апрель 2008
  • Антимонопольная антиутопия

    Ораничивая антимонопольными средствами «эгоизм» предпринимателей, мы подрываем основной мотив, благодаря которому они вообще соглашаются думать о наших не менее «эгоистических» целях.

    Новиков. В. Антимонопольная антиутопия \\ Ведомости, 22.07.2008 (http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/07/22/155725)

    28 июль 2008
  • К вопросу о необходимости отмены антимонопольного законодательства

    Кизилов В.В. Новиков В.В. К вопросу о необходимости отмены антимонопольного законодательства \\ Закон, 2008, N 2

    В статье обосновывается нецелесообразность существования антимонопольного законодательства и его неправовой характер.

    09 ноябрь 2008
  • Клайд Уэйн Крюс. Антимонопольная политика – социальное пособие для корпораций.

    В данной статье исследуется, каким образом антимонопольные законы наносят вред потребителям, препятствуют ходу динамичных рыночных процессов, посягают на права индивидов, осуществляют регулирование в интересах особых групп, а также рассматривается роль государства как коренной причины существования монополии.

    (Оригинал статьи: http://cei.org/pdf/1615.pdf)

    08 декабрь 2008
  • Лестер Туроу. Давайте отменим антимонопольные законы

    Ключевой вопрос экономической политики состоит в том, какие институты и виды деятельности необходимы, чтобы Америка сохранила продуктивную экономику. Между тем, это единственный вопрос, который почти никогда не задается в антимонопольных делах.
    Если страна нуждается в конкурентных рынках, надо снизить барьеры, препятствующие свободной торговле.

    (Статья была впервые напечатана в The New Youk Times 19 октября 1980 г.)

    14 декабрь 2008
  • Л. Уайт. Растущее влияние экономики и экономистов на антимонопольную практику: подробное обсуждение

    В последние два-три десятилетия возрастает роль экономической теории в развитии антимонопольного правоприменения и политики в США. В статье сперва рассматриваются основные грани антимонопольного правоприменения в США, а затем — почему именно росла важность экономики для антимонопольной практики, изначально весьма невысокая. Далее, в статье выделяются три области антимонопольной практики, на которые влияние экономической теории было особенно сильным: анализ слияний, вертикальные связи и хищническое ценообразование. Обзор завершает перечисление четырех областей антимонопольной практики, в которых углубленный экономический анализ может оказаться наиболее полезным.

    15 январь 2009
  • Бенджамин Рогге. Мнимые причины инфляции: корпоративные монополии

    Рыночная власть не может приводить к общему росту цен. Она может привести к изменению относительных цен: "монополизированные" товары подорожают, а другие - поедешевеют.

    04 февраль 2009
  • Йейл Броузен. Борьба с концентрацией

    Если США деконцентрируее каждую из отраслей, в которых четыре компании производят и продают больше половины всей продукции, в результате страна получит двадцатипроцентный рост издержек и десяти—пятнадцатипроцентный рост цен.

    27 февраль 2009
  • Клайд Уэйн Крюс-мл. Десять «страшилок» антитраста.

    Хотя некоторые методы ведения бизнеса традиционно рассматриваются как антиконкурентные и вредные для потребителей, многие из них на деле можно считать, напротив, соответствующими их интересам. Альтернативные интерпретации нескольких таких «недостойных» методов, представленные в статье, позволяют сделать вывод, что их подавление служит лишь перераспределению богатства от одних производителей к другим, или даже от потребителей к производителям. В этом смысле антимонопольное законодательство, возможно, представляет собой одну из наименее очевидных современных форм продвижения групповых интересов.

    19 апрель 2009
  • Майкл Спраул. Антимонопольная практика и цены.

    По расчетам автора, в абсолютном большинстве случаев антимонопольные иски не приводят к снижению цен. В целом, осуждение по статье "фиксирование цены" приводит даже к некоторому повышению цены. Даже в наиболее успешных случаях, цены снижаются не более, чем на 10%.

    sproul.pdf, 538.83K
    28 апрель 2009
  • С. Авдашева А. Шаститко Запрет на установление монопольно высокой цены: экономические основания, варианты и новации антимонопольного законодательства

    Авторы не принадлежат к сторонникам применения нормы о монопольно высокой цене, тем более в российской институциональной среде. Однако даже в случае неоднозначных норм, их формулировка может приводить к большим или меньшим проблемам применения, сопровождаться большими или меньшими потерями благосостояния. Ответить на вопрос, в каком случае возможные ошибки в результате применения нормы о монопольно высокой цене будут меньше – конечная цель подготовки данной статьи. (Экономическая политика, N 2, 2009)

    avd_shast.pdf, 238.69K
    28 апрель 2009
  • Антимонопольная ошибка

    Российское правительство зря надеется, что прямое регулирование цен поможет борьбе с инфляцией. Это лишь повторение прошлых неудач. (Новиков В. Антимонопольная ошибка \\ SmartMoney, 10 (148) 23 марта 2009)

    28 апрель 2009
  • Защита от конкуренции

    Если признать, что объектом деловой конкуренции является прибыль, а ее сутью - использование различных деловых практик для ее получения, то в деятельности ФАС можно усмотреть некоторую иронию. Придерживаясь запретительного подхода, ведомство, призванное конкуренцию защищать, на деле очень боится ее, не доверяет ей, не верит в нее. (Заметка впервые опубликована по адресу: http://liberty.ru/Themes/Vtoroj-antimonopol-nyj-paket-pravitel-stva.-Ekonomisty-volnuyutsya)

    28 апрель 2009
  • Свобода по-новому

    Обычно считается, что опасно давать естественным монополиям самим определять тарифы. Но на самом деле это опасно позволять и регуляторам. (Статья опубликована в журнале SmartMoney 18.05.09)

    19 май 2009
  • Р. Крэндалл К. Уинстон Повышает ли антимонопольная политика благосостояние потребителя? Оценка данных

    Авторам статьи не удалось найти достаточно веских фактических доказательств того, что в прошлом вмешательства государства приводили к непосредственной и ощутимой потребительской выгоде или ощутимо сдерживали антиконкурентное поведение. Поэтому антимонопольным органам предлагается ограничиться пресечением только наиболее очевидных и грубых антиконкурентных нарушений.

    25 май 2009

Антимонопольное регулирование