Антимонопольный «зеленый коридор» в Израиле
Израильский министр промышленности, торговли и труда Эхуд Ольмерт поддержал предложение освободить от необходимости одобрения антимонопольными органами слияния, в ходе которых образуются компании, доля которых на рынке составляет менее 30%. Руководитель Антимонопольного агенства Дрор Струм также поддержал реформу, которая получила неофициальное наименование «зеленый коридор». В случае, если компания предпочитает воспользоваться не «красным коридором», а «зеленым», она должна предоставить прогноз рыночной доли после слияния. На рассмотрение подобных запросов Антимонопольному агентству дается 15 дней.
Российское Правительство также предполагает значительную либерализацию регулирования слияний.
(http://www.jpost.com/servlet/Satellite?pagename=JPost/JPArticle/ShowFull&cid=1076904432165&p=10066880549840
Предлагаемые изменения несколько смягчают существующую сейчас в Израиле систему контроля за экономической концентрацией. Согласно закону «Об ограничительных деловых практиках» 1988 года (http://www.globalcompetitionforum.org/regions/asia/Israel/ISRAEL.pdf) предварительное уведомление антимонопольного органа о предполагаемом слиянии требуется в том случае, если (1) оборот компании на территории Израиля превышает 150 млн новых шекелей и оборот каждой из компаний превышает 10 млн новых шекелей, или (2) если совокупная доля рынка компаний превышает 50%; или (3) одна из сливающихся компаний обладает долей рынка более 50%.
В России предполагается более значительное смягчение норм контроля за экономической концентрацией. Если согласно действующей редакции ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (http://www.maprf.ru/ru/zakon/standard_act_commodity_market/29/) предварительному контролю МАПа подлежат компании с балансовой стоимостью активов более 2 млрд руб (200 тыс МРОТ), то согласно озвученным 22.01.04. на заседании Правительства РФ предложениям МАП этот порог планируется поднять до 30 млн МРОТ (http://www.pravitelstvo.gov.ru/data/structdoc.html?he_id=102&do_id=1394). Несмотря на известный либерализм предложение было не только не отклонено, но и де факто было признано слишком умеренным. В решении Правительство было отмечено, что «подготовка предложений о переходе от разрешительного порядка к уведомительному контролю при создании, слиянии и присоединении хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках осуществляется медленными темпами». (http://www.pravitelstvo.gov.ru/data/structdoc.html?he_id=102&do_id=1395) Предложения о переходе на уведомительную систему должны быть внесены в Правительство РФ до 1 апреля 2004 года. Уведомительный порядок контроля за концентрацией не является чем-то необычным в международной практике.
Ряд стран используют процедуры обязательного последующего уведомления о сделке. В этом случае риск несоответствия сделки антимонопольному законодательству несут владельцы сливающихся компаний. Такова, например, практика Испании, Южной Кореи, Японии. Большинство использующих эту систему стран (включая Россию) совмещают ее с системой предварительного уведомления для наиболее крупных сделок.
В ряде других стран компании не обязаны предоставлять уведомление (предварительное или последующее) в антимонопольный орган. Такими странами являются, например, Австралия, Великобритания, Франция, Новая Зеландия, Австралия, Чили. (http://www.prompolit.ru/126483). Как правило, при введении подобной системы компании, тем не менее, сохраняют право на подачу запроса в антимонопольный орган для официального разрешения сделки, что позволяет избежать возможности судебных преследований сделки уже после ее окончания.