Административная реформа в антимонопольной политике
12 марта 2004 года после опубликования в «Российской газете» вступил в действие Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Указ среди прочего предусматривает ликвидацию Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и создание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которой передаются функции по контролю и надзору упраздняемого министерства. Функции министерства в области установления тарифов были переданы в Федеральную службу по тарифам, а в области защиты прав потребителей – в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. (http://document.kremlin.ru/zip/021/021438.zip)
Новая система органов государственной власти состоит из федеральных министерств, федеральных агентств и федеральных служб. Достоинством этого нововведения для граждан, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, является то, что выработка требований к проверяемым и осуществление надзора и контроля теперь отнесены к ведению различных видов государственных ведомств. По сути, это последовательная реализация принципа разделения властей как способа уменьшения вреда от власти. (Подробнее см. http://www.prompolit.ru/files/51705/enforcement_0_2.rtf).
Согласно Указу Федеральные министерства вырабатывают государственную политику и нормативно-правовое регулирование в установленной области, а также контролируют деятельность вверенных им федеральных служб и федеральных агентств. Указ Президента РФ не предусматривает передачи соответствующих функций упраздненного МАП другому министерству. Таким образом, пока что эти функции находятся в ведении Правительства РФ.
Федеральные агентства обладают функциями по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг, а также правоприменительными функциями, включающими издание в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров. Тот факт, что в структуре нового Правительства РФ присутствует Федеральная антимонопольная служба, а не соответствующее агентство, означает, что на данный момент остается неопределенность относительно того, какой орган будет уполномочен вести Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, а также реестры субъектов естественных монополий.
Федеральные службы обладают функциями по контролю и надзору, лицензированию, а также регистрации актов, документов, прав, объектов, а также изданию индивидуальных правовых актов в пределах своей компетенции. Так, Федеральная антимонопольная служба получает те функции по контролю и надзору в регулируемых видах деятельности, которые ранее принадлежали МАП. Сохраняющиеся и после реорганизации проблемы повышения эффективности в сфере антимонопольного контроля и надзора придется решать уже новому руководителю реорганизованного антимонопольного ведомства И.Артемьеву. Среди них и отсутствие экономических механизмов регулирования числа и стоимости проверок и неоправданное смещение бремени доказательства от истцов к потенциальным ответчикам и соответствующие этой системе избыточные затраты ответчиков. Готов ли руководитель ФАС к решению этих проблем путем увеличения роли рыночного саморегулирования (http://www.prompolit.ru/files/51705/enforcement_0_2.rtf), покажет уже ближайшее время.