Заключение на проект ФЗ «О защите конкуренции» (v. 0.1)

Краткая оценка предлагаемого законопроекта. Исходя из концептуального единства проекта ФЗ и существующего законодательства в оценке проекта ФЗ акцент сдален на наиболее серьезных его дефектах, а также положениях, изменение которых наиболее вероятно.

1. Проект ФЗ «О защите конкуренции» (http://www.prompolit.ru/files/165671/draft_antitrust_law1.rtf) сохраняет основной недостаток действующих антимонопольных законов (ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»), предлагая продолжить применять в России антимонопольное законодательство - систему организованного нарушения прав собственности.

2. Заявленные в проекте ФЗ цели (ст. 1) прямо противоречат содержащимся в нем нормам. Нормы законопроекты содержат многочисленные ограничение свободы экономической деятельности и свободного передвижения товаров, препятствуют процессу конкуренции, нарушают единство экономического пространства, затрудняя вход на товарные рынки с малой емкостью. Уменьшая свободу распоряжения собственностью, нормы проекта ФЗ также ограничивают эффективность функционирования товарных рынков.

3. Использующийся в проекте ФЗ понятийный аппарат (ст. 4), в том числе, такие базовые понятия как «конкуренция», «монопольно высокая цена», «монопольно низкая цена», «доминирующее положение» и т.д. противоречит основам экономической теории, что делает нормы проекта ФЗ (ст. 5 и 6, раздел VII) произвольными.

4. Проект ФЗ закрепляет исключения (ст. 8) из действия норм, ограничивающих «злоупотребление доминирующим положением», «соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию», которые вступают в силу в случае, если это приведет или может привести к наступлению одного из перечисленных положительных последствий для народного хозяйства. Несмотря на то, что данные нормы позволяют в ряде случаев обосновать защиту прав собственников и оградить их от действия антимонопольного закона, их существование является деградацией права, так как по аналогии с другими нормами антимонопольного законодательства предполагает возможность отказа государства от защиты права (на этот раз – права потребителя на защиту от монополиста) в случае, если это приведет к значительным положительным эффектам.

5. Проект ФЗ сохраняет для ряда сделок предварительный контроль за экономической концентрацией (раздел VII). Существование разрешительного порядка при осуществлении подобной деятельности противоречит общепринятым принципам контрольно-надзорной деятельности, предусматривающим подобные меры либо в случае возможности наступление непоправимого ущерба, как правило, жизни и здоровью граждан (пимер: техническое регулирование), либо в случае большой вероятности несостоятельности ответчиков в определенном классе исков (пример: ОСАГО). Легко заметить, что ни один из приведенных случаев не подходит к сделкам экономической концентрации, которые обычно проводятся состоятельными компаниями и не сопровождаются ущербом для жизни и здоровья граждан.

6. Проект ФЗ создает слабые процессуальные (процедурные) гарантии для истцов и ответчиков в рассматриваемых квази-судебным органом - ФАС – делах. В результате сохраняется существующая ситуация, когда данные процедуры устанавливаются подзаконными актами. В частности, по сравнению с разработанным Антимонопольным комитетом Украины Конкурентным процессуальным кодексом не определены основные принципы производства по делу, права и обязанности участников производства, не регламентировано производство проверки, проведение осмотра и обыска, изъятия и наложения ареста на доказательства по делу, не дано определение доказательства и процедуры их истребования (слова «доказательство» и «доказывание» вообще отсутствуют в проекте ФЗ), не описан порядок пересмотра решений и принятия решения по результатам пересмотра, обжалования решений антимонопольного органа в суде, процессуальные сроки, порядок покрытия затрат, возникающих в результате рассмотрения антимонопольного дела.

Вывод: рассматриваемый проект закона внутренне противоречив, опирается на ошибочные экономические предпосылки и содержит анти-правовые положения. Принятие законопроекта в существующем виде является нежелательным.

См. также:
Концепция реформы законодательства о конкуренции – http://www.prompolit.ru/antitrustplatform
Концепция Конкурентного процессуального кодекса Украины - http://www.prompolit.ru/files/165231/cpc-concept.doc
Конкурентный процессуальный кодекс Украины – http://www.prompolit.ru/files/165480/kpku.doc
Антимонопольное законодательство и этика эффективности - http://www.libertarium.ru/libertarium/151381

18 январь 2005