Антимонопольное регулирование
Проблемы теории, практики и этики антимонопольного регулирования, а также предложения по его реформированию и, в конечном итоге, отмене.
-
Антимонопольный комитет Украины разработал проект Конкурентного процессуального кодекса
30 декабрь 2004 -
Административная реформа в антимонопольной политике
12 марта 2004 года после опубликования в «Российской газете» вступил в действие Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Указ среди прочего предусматривает ликвидацию Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и создание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которой передаются функции по контролю и надзору упраздняемого министерства. Функции министерства в области установления тарифов были переданы в Федеральную службу по тарифам, а в области защиты прав потребителей – в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. (http://document.kremlin.ru/zip/021/021438.zip)
16 март 2004 -
OFT отстояла свои полномочия по контролю за слияниями
Апелляционный суд Великобритании (UK Court of Appeal) подтвердил полномочия Офиса добросовестной конкуренции (Office of Fair Trading, OFT) по самостоятельному определению форм контроля за слияниями. Тем самым, было признано неверным решение Апелляционного трибунала по конкуренции (UK Competition Appeal Tribunal) о том, что OFT должен не только определять, действительно ли слияние «значительно ограничивает конкуренцию», но и оценивать, мог ли другой регулирующий орган, Комиссия по конкуренции (Competition Commission), принять иное решение по этому вопросу.
Бизнес поддерживает решение Апелляционного суда, так как это снижает сроки рассмотрения решений и расходы на услуги юристов.
(http://quote.bloomberg.com/apps/news?pid=10000080&sid=aZv3ID_X3IIQ)20 февраль 2004 -
Антимонопольный «зеленый коридор» в Израиле
Израильский министр промышленности, торговли и труда Эхуд Ольмерт поддержал предложение освободить от необходимости одобрения антимонопольными органами слияния, в ходе которых образуются компании, доля которых на рынке составляет менее 30%. Руководитель Антимонопольного агенства Дрор Струм также поддержал реформу, которая получила неофициальное наименование «зеленый коридор». В случае, если компания предпочитает воспользоваться не «красным коридором», а «зеленым», она должна предоставить прогноз рыночной доли после слияния. На рассмотрение подобных запросов Антимонопольному агентству дается 15 дней.
Российское Правительство также предполагает значительную либерализацию регулирования слияний.
(http://www.jpost.com/servlet/Satellite?pagename=JPost/JPArticle/ShowFull&cid=1076904432165&p=1006688054984019 февраль 2004 -
Air France и KLM разрешили слиться.
Европейские антимонопольные органы одобрили слияние Air France и KLM, вынудив объединенную компанию продать часть слотов в аэропортах Парижа и Амстердама конкурентам.
13 февраль 2004 -
Конкурентная борьба с китайскими инвесторами
В ноябре прошлого года китайская компания CNPC купила на тендере офшор Victory Oil, заплатив за него около $200 млн и став, таким образом, основным акционером оренбургской компании ЗАО "Стимул". Тем не менее, до сегодняшнего момента CNPC все еще не может взять купленную компанию под свое управление, так как МАП затягивает рассмотрение этой сделки на соответствие АМЗ.
(http://www.rusenergy.com/newssystem/opened/37/20040206/406552.htm )11 февраль 2004 -
Как «Тольяттиазот» и «Трансаммиак» сами себя приватизировали
Подводя итоги 2003 года министр по антимонопольной политике Илья Южанов среди злостных нарушителей законодательства особо отметил «Тольяттиазот» и «Трансаммиак». И. Южанов заявил: «Они фактически приватизировали аммиакопровод, который идет в порт Южный через территорию России, затем Украины. В итоге все остальные производители аммиака вынуждены возить аммиак в железнодорожном транспорте. Произошла фактическая приватизация естественно-монопольного ресурса. Это дело может иметь очень тяжелые последствия для экономики страны. Это угрожает национальной безопасности России".
По словам министра, МАП уже передал соответствующие материалы по этому делу в Генеральную Прокуратуру: "Если эти господа из "Трансаммиака" и "Тольяттиазота" не хотят разговаривать на языке антимонопольного законодательства, то придется с ними разговаривать на языке уголовного законодательства».13 январь 2004 -
Программа правительства на 2004 год: проблемы антимонопольной политики
25 декабря Правительством РФ был одобрен План действий по реализации в 2004 году положений Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. Первые два пункта плана имеют прямое отношение к реформе антимонопольной политики.
1. Внесение изменений в антимонопольное законодательство, предусматривающих:
-- переориентирование системы антимонопольного регулирования с предупреждения возникновения или усиления доминирования на пресечение как злоупотребления доминирующим положением на рынке, так и соглашений (согласованных действий) участников рынка, ограничивающих конкуренцию;
-- изменение критериев контроля экономической концентрации;
-- упрощение процедуры обращения участников рынка по поводу нарушений антимонопольного законодательства;
-- регламентацию предоставления государственной помощи хозяйствующим субъектам.
2. Проведение анализа ведомственных нормативных правовых и нормативных актов, а также соглашений, заключенных с иными органами власти и организациями, в целях выявления содержащихся в них положений, не соответствующих антимонопольному законодательству, с последующей отменой таких актов.07 январь 2004 -
Судебное преследование Майкрософта конкурентами продолжается. 18 декабря 2003 года компания RealNetworks подала в суд иск против Майкрософт, обвинив ее в нарушении антимонопольного законодательства, которые нанесли ущерб бизнесу RealNetworks. RealNetworks оценила свои потери в 1 млн. долларов.
(http://www.bizreport.com/article.php?art_id=5787&PHPSESSID= )28 декабрь 2003 -
Защитим своих креветок от нерыночной экономики!
19 ноября 2003 года Южный креветочный альянс США (Southern Shrimp Alliance) объявил, что собирается обратиться с требованием в Международную комиссию по торговле США ввести антидемпинговые пошлины на страны, от антиконкурентных действий чьих компаний, занимающихся добычей креветок, страдают американские ловцы креветок. Одновременно, Луизианская креветочная ассоциация сделала заявление, что тоже собирается подать жалобу в Комиссию с целью защиты американских производителей. Ожидается, что такая неразбериха с подачей жалоб и требований нанесет значительный урон американскому рынку креветок.
(http://www.intrafish.com/article.php?articleID=39911&s= )23 ноябрь 2003 -
Члены фракции «Яблоко» в Государственной Думе Игорь Артемьев и Сергей Иваненко внесли на рассмотрение ГД ряд поправок к существующему антимонопольному законодательству. Авторами поправок предлагается изменение процедур обращения в суды, установление пороговых значений долей рынка, ниже которых антимонопольные дела не рассматриваются, а также изменение статуса Министерства по антимонопольной политике (МАП).
17 ноябрь 2003 -
Lufthansa ведет активные переговоры с Аэрофлотом.
Несмотря на законодательные препятствия на пути слияний и поглощений между авиакомпаниями разных стран, эти процессы идут, стимулируемые рыночной необходимостью. Теперь на распутье стоит Аэрофлот: кого предпочесть в качестве партнеров, Lufthansa или Air France?
09 ноябрь 2003 -
6 октября 2003 года коалиция американских мебельщиков обратилось в Комиссию по Международной Торговле с требованием ввести антидемпинговые пошлины на импорт спальной мебели, сделанной в Китае. По мнению членов Коалиции, китайские производители продают свои кровати ниже «честной» цены.
http://english.people.com.cn/200311/03/eng20031103_127488.shtml07 ноябрь 2003 -
Жизнь бизнеса. Друзья-конкуренты.
В мае 2003 года в Ростове Великом была открыта новая гостиница – «Усадьба Плешанова». Хотя это на первый взгляд и странно, но конкуренты довольны ее появлением. «Мы рады, что открылась эта гостиница» - говорит Людмила Михайлова, представитель конкурирурующего «Дома на погребах».
(Выпускник МГИМО уехал в Ростов, Ведомости, А7, 3 ноября 2003 года)06 ноябрь 2003 -
24 октября 2003 в штате Нью-Йорк был подписан Акт о маркетинговых практиках на рынке моторного топлива (Motor Fuel Marketing Practices Act), в соответствии с которым компании, продающие топливо, не могут назначать цену на него ниже уровня 98% общих издержек. Официальной целью данного акта является ограничение возможностей для применения компаниями «хищнического» и других видов «нечестного» ценообразования. Однако, Федеральная Комиссия по Торговле США, а также Совет по Торговле Нью-Йорка заявили, что нормы этого акта противоречат антимонопольному законодательству США и скорее нанесут вред интересам потребителей, чем их защитят.
(http://albany.bizjournals.com/albany/stories/2003/10/20/daily64.html)02 ноябрь 2003 -
Оксюморон в законе: антимонопольное разбирательство в естественной монополии
На прошлой неделе РАО «Газпром» заявил о возможности отключения от газопровода трех газовых компаний: «Нортагаза», «НОВАТЭКа» и «Роспана» в связи с тем, что компании оказались не в состоянии продать закачанные в газопровод газ. В результате переговоров РАО «Газпром» с компаниями принято решение ограничить сокращение приема газа от «Роспана» на одну треть.
29 октябрь 2003 -
МАП против «Вестерн Юнион»: антимонопольное разбирательство как поощрение «несунов»
МАП России запросит надзорные органы США (ФРС и Министерство юстиции) и генеральную дирекцию Еврокомиссии по конкуренции на предмет выявления ограничительных условий в договорах, заключаемых компанией «Вестерн Юнион» с участниками платежных систем, и соответствия данных условий конкурентному законодательству Европы и США. Также МАП России проинформирует зарубежных коллег о выявленном факте нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации компанией ООО «Вестерн Юнион». (http://www.maprf.ru/img/uploaded/Vestern_Union_240903-0.doc)
23 октябрь 2003 -
«Мечел»: две позиции по поводу антидемпинга
14 октября 2003 года генеральный директор "Стальной группы Мечел" Алексей Иванушкин выступил на Восточно-Европейском инвестиционном саммите в Бухаресте. Одной из основных задач для улучшения инвестиционного климата в Румынии и Хорватии он считает защиту рынков металлопроката, которые, по его мнению, полностью открыты для дешевого импорта стали.
(http://www.mechel.ru/RUS60/news01.htm#0397)22 октябрь 2003 -
Раскулачивание Майкрософт продолжается.
В соответствии с решением U.S. Justice Department от 7 июня 2000 года компания Майкрософт обязана для адаптации программного обеспечения ее конкурентов предоставить им на разумных и недискриминационных условиях лицензию на использование разработанного ее кода, который применяется в версии Windows, предназначенной для интернет-серверов. Однако на момент 19 октября 2003г. было передано лишь 4 лицензии, что, по мнению U.S. Justice Department, является недостаточным, а следовательно, необходим очередной пересмотр условий, на которых распространяется лицензия, а также, введение дополнительных ограничений и штрафов на деятельность Майкрософт. http://www.forbes.com/technology/newswire/2003/10/19/rtr1114333.html
22 октябрь 2003 -
Israel vs Microsoft -- шаг к «естественной монополии»
Министерство коммерции Израиля запретило государственным ведомствам заключать контракты с Microsoft до конца 2004 года. Запрет стал следствием того, что в ходе специального расследования антимонопольное агентство Израиля признало Microsoft монополией.
21 октябрь 2003 -
17 октября 2003 года истек срок, в течение которого по решению Комиссии по конкуренции Европейского Союза компания Microsoft должна была предоставить техническую информацию о своих программах, которые применяются для интернет-серверов, компаниям-конкурентам, а также исключить из состава Windows XP проигрыватель Windows Media. При этом, рассмотрение дела Microsoft еще не окончено.
19 октябрь 2003 -
Конкуренция по Далю и по Южанову
На вопрос корреспондента «Ведомостей» о том, будет ли МАП однозначно возражать против объединения «ВымпелКома» и «Мегафона», министр по антимонопольной политике Илья Южанов ответил, что «теоретически с точки зрения конкурентной политики МАП не должен ни при каких условиях давать согласие на то, чтобы из трех действующих на рынке мощных компаний в результате слияния остались две». По его словам, «В США в таких случаях даже документы не рассматривают, так как в результате подобной сделки критически увеличивается концентрация на рынке. А в Корее антимонопольные органы в подобном случае поставили условие: разрешаем объединение двух компаний из четырех, только если вновь образованная компания снизит свою долю на рынке с 53% до 50%».
До этого, в одном из сентябрьских интервью министр заявил, что разрешение на слияние «Вымпелкома» и «Мегафона» было бы «безумием».
16 октябрь 2003 -
"Единые сети" в ожидании Терминатора
Верховный Суд США обсуждает, принимать ли к рассмотрению иск потребителя услуг AT&T, который утверждает, что Verizon Communications предоставляла AT&T доступ пониженного качества. Доступ AT&T к телефонным сетям Verizon предоставляется в соответствии с законом 1996 г, который делает телефонные сети Verizon и других компаний доступными для конкурентов с определенными скидками.
16 октябрь 2003 -
Инсайдерская информация – повод для беспокойства
8 октября 2003 года агентство Moody’s повысило кредитный рейтинг России на две ступени до Baa3, что позволило российским ценным бумагам получить «инвестиционный» статус. При этом, рост котировок российских ценных бумаг начался до объявления об изменении рейтинга. По мнению некоторых аналитиков, это свидетельствует об использовании инсайдерской информации и необходимости расследования этого факта.
14 октябрь 2003 -
Власть над рынком. Как антимонопольная политика может ограничить конкуренцию и усложнить жизнь
Предлагаемый ФАС запрет на злоупотребление влиянием создает правовую неопределенность и подрывает эффективные рыночные практики.
(Литвинов А. Власть над рынком \\ SmartMoney, 22.08.08)
09 ноябрь 2008